Найти в Дзене

Любил ли Ришелье королеву?

Продолжаем говорить о мифах про Ришелье. И на очереди представление о том, что он был влюблён в королеву.
В книге «Три мушкетёра» картина такая: у Ришелье на Анну Австрийскую зуб, и кардинал ей пакостит. Устами Бонасье, которые в курсе столичных слухов, упоминается некая история с сарабандой.
«— Господин кардинал, по словам моей жены, преследует и притесняет
королеву больше, чем когда-либо. Он не может ей простить историю с
сарабандой. Вам ведь известна история с сарабандой?
— Еще бы! Мне ли не знать ее! — ответил д'Артаньян, не знавший ничего,
но желавший показать, что ему все известно.
— Так что сейчас это уже не ненависть — это месть!
— Неужели?»
Что это за история такая, которая упоминается, но не рассказывается? Что за случай такой дал Ришелье повод мстить королеве?
А дело было так. Якобы Ришелье добивался взаимности Анны Австрийской, а та с подачи своей сумасбродной подруги герцогини де Шеврез поставила ему необычное условие. Королева пообещала, что согласится на супружес

Продолжаем говорить о мифах про Ришелье. И на очереди представление о том, что он был влюблён в королеву.

В книге «Три мушкетёра» картина такая: у Ришелье на Анну Австрийскую зуб, и кардинал ей пакостит. Устами Бонасье, которые в курсе столичных слухов, упоминается некая история с сарабандой.

«— Господин кардинал, по словам моей жены, преследует и притесняет
королеву больше, чем когда-либо. Он не может ей простить историю с
сарабандой. Вам ведь известна история с сарабандой?
— Еще бы! Мне ли не знать ее! — ответил д'Артаньян, не знавший ничего,
но желавший показать, что ему все известно.
— Так что сейчас это уже не ненависть — это месть!
— Неужели?»

Что это за история такая, которая упоминается, но не рассказывается? Что за случай такой дал Ришелье повод мстить королеве?

А дело было так. Якобы Ришелье добивался взаимности Анны Австрийской, а та с подачи своей сумасбродной подруги герцогини де Шеврез поставила ему необычное условие. Королева пообещала, что согласится на супружескую неверность, если кардинал докажет силу своей любви, явившись к ней в шутовском костюме с бубенцами и станцевав сарабанду. Предполагалось, что танцы будут происходить только на глазах королевы и музыканта, которого приведёт сам Ришелье. Кардинал, полный надежд, выполняет условие Анны Австрийской, является к ней в костюме шута и с чертовски серьёзным видом исполняет сарабанду. Глядя на это зрелище королева не выдержала и расхохоталась, а следом раздался смех зрителей, который прятались за ширмой. Ришелье понял, что это был жестокий розыгрыш и в гневе удалился. Эта насмешка кардинала страшно оскорбила, и он поклялся в ненависти к Анне Австрийской и к герцогине де Шеврез.

Для реальности «Трёх мушкетёров» это всё, по-видимому, правда. У Бонасье есть вполне надёжный источник в лице жены, которая является крестницей доверенного лица королевы де Ла Порта. Да и действия Ришелье против Анны Австрийской, как очевидно по тексту, продиктованы личными чувствами, а не государственными интересами.

Иллюстрация Мориса Лелуара
Иллюстрация Мориса Лелуара

Но вернёмся к злополучной сарабанде. В качестве источника этой истории в интернете иногда называют мемуары де Ла Рошфуко, но никаких кардинальских танцев в его мемуарах я не нашла, хотя там фигурируют и Амьенские сады, и подаренные Бекингему подвески. Тем не менее в этих мемуарах тоже мелькает про любовь Ришелье, ставшую ненавистью: «Страсть, которая издавна влекла его к королеве, превратилась в озлобленность против нее. Королева чувствовала к нему отвращение, а ему казалось, что у нее были другие привязанности».

Сам же Дюма в книге «Людовик XIV и его век» (это уже не художественное, а историческое произведение) ссылается на другой источник: «Мы рассказали с самыми точными подробностями занятную историю о кардинале, танцующем перед Анной Австрийской, историю в высшей степени достоверную и описанную в "Мемуарах" Бриенна, чтобы доказать, как велико было желание Ришелье понравиться молодой королеве».

Правда насчёт достоверности Дюма всё же сильно погорячился. Далеко не всё, что писали в своих мемуарах современники кардинала Ришелье можно назвать правдивым. Тут и свою-то жизнь искажают, приукрашают. Что уж говорить о чужой! У того же вышеупомянутого Ла Рошфуко в мемуарах собрана туча слухов эпохи, которые он где-то от кого-то услышал. Достоверность таких сведений на уровне жёлтой прессы. Так что не стала бы я верить Бриенну, ох не стала бы! Тут ещё разобраться надо, где он такую информацию услыхал. А Ла Рошфуко мог многое почерпнуть от герцогини де Шеврез, с которой крутил роман, а она ничего хорошего про кардинала точно не скажет.

Но что такая сплетня бродила — факт. Мол, а что это Ришелье на Анну взъелся? Потому что королева бодро лезет в происпанские интриги и заговоры? Нет, ну что вы! Просто кардинал ей неприличные предложения делал, а она не очень удачно послала его лесом. А писатели-романтики про чувства безумно любили! В пику чинным писателям-классицистам.

Честно говоря, такой глупый поступок со стороны Ришелье, как исполнение сарабанды, плохо вяжется с его осторожным характером. Конечно, чужая душа — потёмки, но трудно ожидать танцев в шутовском наряде от человека, который по пунктам расписывает, как вести себя с королём (на момент написания этой памятки ещё Генрихом IV), чтобы добиться его благоволения и построить карьеру. До ушей Людовика XIII тоже рано или поздно новости донесли бы. Придворная среда — она такая... Вряд ли бы королю понравились кардинальские подкаты к его супруге, и вряд ли бы Ришелье после этого пользовался тем расположением, которым пользовался.

Уж если и было у кардинала что-то любовное с королевой, то этой королевой была Мария Медичи, мать Людовика XIII. У Ришелье на заре политического пути были с ней очень тёплые и близкие отношения, она оказывала ему протекцию, выдвигала одарённого молодого человека на должности. И ух было шуму, когда её дорогой ставленник слился на сторону короля! Но про возможный роман Ришелье с Марией Медичи тоже не гарантировано точно, со свечкой никто не стоял.