В истории Советского Союза много всего интересного, но, пожалуй, одними из самых интересных продолжают оставаться автобусы, спроектированные и собранные для использования в разных сегментах, начиная от пассажирских перевозок, и заканчивая, транспортировкой военнослужащих, рабочих.
Давайте поговорим о самых необычных автобусах, появлявшихся в период СССР, но так и не ставших популярными и не пошедших в серийное производство. Сегодня мы представим вам пять таких автобусов, а вы оцените, какой больше понравился и почему.
Пять неизвестных и забытых автобусов из СССР
Советский автопром всегда умел удивлять. В те времена выделалось очень много средств на проектирование различных транспортных средств и автобусы не стали исключением. Давайте знакомиться с необычными, интересными, но совсем забытыми моделями автобусов, которые были созданы, но так в серийное производство большинство из них и не пошло.
Автобус АПП-66
Автобус АПП-66 производился на Воронежском автомобильном заводе в период с 1985 по 1987 годы. Этот автобус был создан специально для военных нужд и использовался для перевозки военнослужащих и военной техники.
Автобус имел внушительные размеры и грузоподъемность, что позволяло ему перевозить большое количество пассажиров. Его длина составляла более 12 метров, а вес — более 14 тонн. Автобус оснащался мощным дизельным двигателем, который обеспечивал ему высокую проходимость и экономичность.
Один из основных преимуществ АПП-66 заключался в его надежности и безопасности. Автобус был оборудован всеми необходимыми системами безопасности, включая системы противооткатного торможения и противообгонного устройства. Это делало его идеальным для перевозки военнослужащих и военной техники в самых экстремальных условиях.
Кроме того, АПП-66 был комфортабельным и удобным для пассажиров. Он оснащался современной системой управления, которая обеспечивала плавное и комфортное движение. Внутреннее пространство автобуса так же было достаточно комфортабельным. Пассажиры могли расположиться на мягких сиденьях, и воспользоваться системой кондиционирования воздуха.
Хотя АПП-66 был создан для военных нужд, его мощность и надежность сделали его популярным в других сферах. Некоторые руководители и отдельные предприятия использовали его для перевозки грузов и людей в труднодоступных местах, где требовалась высокая проходимость и надежность.
КАвЗ 4959
В середине 80-х годов для киргизских транспортников появился уникальный автобус КАвЗ 4959 на базе ЗИЛ. Этот автобус стал незаменимым транспортом для перевозки пассажиров по городам и селам Кыргызстана. Из основных характеристик КАвЗ 4959 стоит выделить:
- автобус имел длину 10 метров и мог перевозить до 70 пассажиров;
- КАвЗ 4959 был оснащен мощным дизельным двигателем, который обеспечивал высокую производительность и экономичность в работе;
- был оборудован современной системой управления, которая обеспечивала комфортную и безопасную езду для пассажиров.
- автобус отличался необычным дизайном, который делал его узнаваемым и популярным среди пассажиров и транспортников.
Следует дополнить, что КАвЗ 4959 отличался хорошей грузоподъемностью и вместительностью. Именно этого и хотели заказчики — получить возможность перевозить как можно больше пассажиров и грузов за один раз. Транспорт считался достаточно экономичным и с такой высокой производительностью имел достаточно низкий расход топлива. Внутри были предусмотрены мягкие сиденья и кондиционер.
НАМИ 0159
В 1969 году на Научно-исследовательском автомобильном институте (НАМИ) был создан перспективный городской автобус, который получил название НАМИ 0159. Эта машина стала настоящим прорывом в отрасли и получила широкое признание на международном рынке.
- автобус имел большие окна и современную кабину водителя;
- машину оснастили мощным двигателем на 220 л.с. и современной трансмиссией, что обеспечивало автобусу мощность и хорошую скорость передвижения;
- в салоне было просторно и комфортно. Пассажиры могли удобно расположиться во время поездки. Был предусмотрен кондиционер.
Дополнительно стоит сказать, что автобус мог вмешать до 70 пассажиров и развивать скорость до 90 км/час. В дальнейшем этот автобус стал массовым и использовался для перевозки пассажиров в городской черте.
ПАЗ-665Т – Турист люкс
В 1967 году в Ницце на очередной Международной автобусной неделе от СССР был представлен уникальный автобус ПАЗ-665Т – Турист люкс. Успех автобуса был неописуем и за достижения в автобусостроении, конструкторы получили серебряную медаль от Комиссариата Франции по туризму.
Известно, что уникальный автобус премиального класса, был построен в 1969 году на Павловском автобусном заводе. Эта машина стала настоящим прорывом для российской автопромышленности и действительно получила высокие оценки на международном рынке. Автобус имел следующие характеристики:
- длину 8,5 метров и кузов, оформленный в кипельно белом цвете. Это сделало его очень привлекательным визуально;
- был оснащен мотором от ЗИЛ на 135 л.с, что обеспечивало ему высокий скоростной режим;
- внутри автобуса были предусмотрены комфортные сидения с индивидуальным освещением и кондиционированием, что обеспечивает высокий уровень комфорта для пассажиров;
- автобус имеет большие окна, которые обеспечивают хорошую видимость и свет в салоне.
Несмотря на то, что ПАЗ-665Т вмешал всего лишь 24 пассажира, автобус имел три отсека, где были предусмотрены: места для пассажиров и водителя, бар, санузел и гардероб, багажный отсек. Такой автобус считался первым, который был разработан для туристических целей, однако в массовое производство он не пошел.
ГолАЗ ЗИЛ-133 ГЯ
ГоЛАЗ ЗИЛ 133 ГЯ был одним из самых уникальных автобусов, производившихся на Голицинском заводе в начале 90-х годов. Этот автобус внешне напоминал американские школьные или тюремные автобусы, что делало его довольно необычным для того времени.
Однако, несмотря на свой необычный внешний вид, ГоЛАЗ ЗИЛ-133 ГЯ был довольно функциональным и удобным для пассажиров. Он оснащался мощным дизельным двигателем, который обеспечивал ему высокую проходимость и экономичность.
ГоЛАЗ ЗИЛ 133 ГЯ, несмотря на свои хорошие характеристики, не пошел в серию производства. Это связано, в первую очередь, с тем, что он был довольно дорогим в производстве и не нашел достаточно спроса на рынке. Кроме того, его необычный внешний вид и ассоциации американскими реалиями могли отпугнуть потенциальных покупателей.
Тем не менее, ГоЛАЗ ЗИЛ 133 ГЯ остается интересным примером того, как советские производители пытались экспериментировать с дизайном и функциональностью автобусов в трудные для страны времена. Его уникальные характеристики и необычный внешний вид делают его интересным объектом для коллекционеров и любителей автомобильной техники.
Заключение
Каждый из описанных автобусов был по своему интересен. Те модели, которые не пошли в массовое производство, в дальнейшем дорабатывались и приобретали дополнительные возможности. В любом случае, в Советском Союзе с автобусами не было никаких сложностей и для каждой сферы имелись свои интересные модели.
Что еще интересного можно почитать?