Я уже пять лет не работаю на шахте, сейчас отдыхаю дома, пенсионер уже четырнадцать лет. Последнее время я работал на участке "Водоотлив", качал воду большими насосами. Работа не тяжелая, но очень нужная, если какая-то авария, есть угроза затопления, особенно весной, когда воды под землей очень много.
У нас на шахте было два района. Алардинский, рабочий район, здесь добывали уголь, причем коксующийся, а проходчики нарезали горные выработки, короче говоря, работа там кипела. А еще был Малиновский район (Малина по простому), там пласты энергетического угля, который намного дешевле, и шахте его добывать не выгодно, ведь сейчас главное для руководителей хапнуть быстро и побольше. Поэтому этот район закрыли, но воду там все равно нужно было качать, потому что под землей, на нулевом горизонте, эти районы соединялись.
Так вот, последнее время я качал воду на Малине. Кроме нас, водяных, туда почти никто не ходил, только горные мастера вентиляции, да еще, изредка, кто-нибудь из начальства. Добирались мы туда обычно пешком: километра полтора до штольни по поверхности, потом примерно столько же до канатки (канатно-кресельная дорога, она же Баба Яга), уже под землей.
Тут запускаешь с кнопки канатку и спускаешься вниз, примерно километр, на нулевой горизонт, а там уже рукой подать до насосной камеры, где находятся мощные насосы и углесосы. Баба Яга иногда устраивала нам "сюрпризы", иногда подстанцию, которая ее питает, "выбивало", то есть ток на канатную дорогу не поступал и запустить ее снизу не было никакой возможности. Потому что подстанция стояла наверху, а чтобы ее включить, нужно было потянуть специальную рукоятку на корпусе сначала на себя, а потом от себя.
Обычно туда ходил один человек, откачать воду раз в сутки, вполне хватало. Но весной этого было уже не достаточно, приток большой, поэтому туда ходили через смену: в ночь и в третью. Вот туда то я и попал однажды, не задолго до увольнения и как раз весной. Как-то, в ночную смену, я успешно отработал до утра, позвонил начальнику на наряд, передал положение и вскоре начал собираться на гора.
Обычно уходили пораньше, принимая во внимание, что на канатке тебя может ждать неприятность, было это не часто, но случалось. Подниматься вверх почти километр не очень гут, это примерно то же самое, что по ступенькам на сто этажей дома. Но был вариант полегче, выйти по специальной выработке, которая соединяет Малину с Алардинским районом (смотрите выше).
Ее протяженность тоже километра полтора, а потом выходишь на групповой конвейерный штрек Аларды, там минут десять до центральной канатной дороги, которая работает всегда, а если и какая-нибудь авария, сразу пришлют специалистов. Я несколько раз пользовался этим маршрутом, когда канатка не запускалась, или на горах крепкий мороз.
Так вот, выхожу я на канатку, нажимаю кнопку, а в ответ тишина. Все понятно - подстанцию выбило, но есть еще надежда, возможно в первую смену сюда пойдут ремонтники, обслуживать насосы, или кто-нибудь из начальства и включат электричество. Звоню на наряд и уточняю обстановку, но тут облом, никто на Малину сегодня не пойдет.
Что делать? Подниматься пешком ну очень не хочется, а на Аларду идти опасно, весной воды много и там, почти гарантировано наберешь воду в сапоги. Решаю идти низом, если что, портянки отожму. Ну и пошел потихоньку зигзагами, выбираю где помельче. Почти в конце пути есть поворот, выхожу я на прямую и вижу, о Боже - только не это. Кто то установил там перемычку.
Шахтные перемычки - искусственно возводимые сооружения в горных выработках для регулирования вентиляционных потоков, изоляции выработок от газов, воды и пожаров, задержания закладочных и заиловочных материалов, а также предупреждения разрушающего воздействия ударной воздушной волны взрыва.
Вся выработка перекрыта, только в правом нижнем углу небольшое окошко.
Обратно идти не хочется, Аларда уже очень близко, и я решил попробовать прорваться. Кое как пролез в эту лазейку, а за ней полный швах - скопилось по пояс чачи (жидкая смесь мелкого угля и воды) и пройти дальше практически невозможно. Возвращаюсь обратно за перемычки, сапоги полные воды и чачи, а время уже поджимает, так и на автобус до дома можно опоздать. А выбраться с шахты другими способами очень проблематично, рейсовых автобусов тут нет.
До канатки топал не разбирая дороги, уже там вылил воду с сапог и отжал портянки. Потом долгий подъем по уклону, вспотел, как конь, а еще до гор минут десять быстрым шагом и до комбината минут пятнадцать. Позвонил дежурной и попросил прислать вахтовку, иначе опоздаю на автобус, а сам поскакал к ближе к горам.
Выхожу на поверхность, одно место в мыле и сразу смотрю на дорогу. Какое счастье - вахтовка стоит и ждет меня (спасибо дежурной). Доехали до комбината, я быстренько помылся и бегом на остановку. Только, только успел.
После этого я стал уходить с работы еще раньше, если сюрприз, то лучше подниматься вверх не спеша, с перекурами.
Спасибо за внимание!