Найти в Дзене
Вестник Демократии

Измеряется ли российское счастье в деньгах, и есть ли в России капитализм? Заметка о глубинной социально-экономической системе в России.

Деньги в российской традиции — это вопрос очень сложный. В глубинной психологии российского бессознательного деньги вызывают целый ряд противоречивых реакций, от «плюса» до «минуса», и все это происходит сразу и в одном человеке. Но никогда вопрос денег не оставляет равнодушным никакого российского(русского) человека, в котором деньги всегда являются объектом любви и ненависти одновременно. В результате такой сложный и противоречивый набор внутренних установок, в совокупности с крепостным правом, породил систему скреп и в отношении финансовых вопросов.
И об одной из таких скреп мне напомнил материал из моей предыдущей публикации об инициативах депутата Алексея Диденко. Депутат сказал очень показательную в этом плане вещь: «Если у кого-то есть отличная позиция от позиции Российской Федерации, обеспечивающей образование, КОТОРАЯ ПЛАТИТ ЗАРПЛАТУ, то они могут прекратить преподавание и заняться политической деятельностью». И это самая типичная российская установка. Суть ее в том, что

Деньги в российской традиции — это вопрос очень сложный. В глубинной психологии российского бессознательного деньги вызывают целый ряд противоречивых реакций, от «плюса» до «минуса», и все это происходит сразу и в одном человеке. Но никогда вопрос денег не оставляет равнодушным никакого российского(русского) человека, в котором деньги всегда являются объектом любви и ненависти одновременно. В результате такой сложный и противоречивый набор внутренних установок, в совокупности с крепостным правом, породил систему скреп и в отношении финансовых вопросов.
И об одной из таких скреп мне напомнил материал из моей предыдущей публикации об инициативах депутата Алексея Диденко. Депутат сказал очень показательную в этом плане вещь:

«Если у кого-то есть отличная позиция от позиции Российской Федерации, обеспечивающей образование, КОТОРАЯ ПЛАТИТ ЗАРПЛАТУ, то они могут прекратить преподавание и заняться политической деятельностью».

И это самая типичная российская установка. Суть ее в том, что деньги вам дарует некий «добрый барин», и вопрос о том, платить вам зарплату или нет, решает только помещик (ну или еще какой-нибудь «царь», а вовсе не система обязательств). А сами вы, крепостные, даже на свою собственную, заработанную вами же зарплату, якобы права не имеете. То есть даже те деньги, которые человек заработал, в российской социальной системе взаимоотношений ему еще не принадлежат. И если по прихоти барина крепостной их все-таки получает в качестве оплаты за свой труд, то за крепостным автоматически образуется некое новое негласное долговое обязательство. Это очень тонкая манипуляция, но применяется она в массовом характере и повсеместно, потому что это глубоко укоренилось в коллективном бессознательном. Например, таким способом сейчас шельмуют всех «инакомыслящих», но и до этого такое всегда было нормой в российской психологии. Все эти рэкетиры 90-х, невыплаты зарплат, постоянные низкие пенсии, «зарплаты в конвертах», или, например, экспроприация собственности у «кулаков, буржуев, и антинародных элементов» - все это глубинная скрепа восприятия и понимания вообще всех денег в системе (например, в государстве, или в организации) как личной собственности «главного царя». То есть неважно, чьи это деньги по факту, но если они есть — значит они принадлежат царю, и точка!

Особенности российской действительности.
Особенности российской действительности.

Такие порядки были в древней России, но это до сих пор сидит в российских людях на глубинном уровне. Так теперь работает массовое бессознательное в России после многих веков "глубинности". И если человек работал и заработал себе зарплату, то это еще не означает, что эта зарплата — его. Поэтому в России деньги недостаточно просто заработать, но после того, как гражданин их заработал, он еще и должен как-то отработать сам факт получения своих заработанных денег. Это проявляется по-разному, в зависимости от ситуации. Например, в тех же нарушениях прав работников предприятия, в низких зарплатах, или в особенностях российского государственного бюджета, и тд.

-2

К чему я это все веду, во-первых, как и любая скрепа этот баг очень забавный (как разновидность черного юмора), а во-вторых, это еще один аргумент в пользу того, что в России нет и никогда не было никакого капитализма. При капитализме человек получает то, что он заработал, и для этого не требуется брать на себя дополнительные обязательства. Заработал — и все. Отсюда же происходит другая особенность российского рынка. Если при капитализме ты заплатил за товар или услугу, то система гарантирует тебе получение того, за что ты заплатил. В России же все устроено принципиально иначе. Например, если ты платишь за качество, скорее всего это будет пустая трата денег, потому что все равно втюхают такое же барахло, но только дороже. Или, например, если ты заплатил за услугу, то вовсе не факт, что тебе окажут именно эту услугу, а не какую-нибудь медвежью, или что вообще хоть какую-то услугу окажут.Кроме того, тут еще затрагивается тема частной собственности. Под влиянием этой скрепы российская действительность в большей степени отрицает частную собственность, нежели признает ее, в том числе, и право собственности на заработанные деньги. Так работает (или не работает) вся российская система. Поэтому Россия на протяжении всей своей истории представляет собой некий феодальный коммунизм, или еще что-то такое неоднозначное и потустороннее, и может быть следует создать для этого строя свой особый термин, но Россия никогда не являла в своей бытности ничего общего с капитализмом. Следовательно, и любые попытки свалить неудачи российской действительности на некий «капитализм», который якобы наступил после распада СССР, являются безосновательными.