По истории Кижской волости материалов много, но увы они не отвечают на главный вопрос – цена вопроса строительства Кижского погоста. Не отвечают ровно потому, что записей не сохранилось и историкам не с чем работать. Альтернативные или возможные версии строительства и стоимости погоста от историков не услышите, я же могу выдать свою версию, моя репутация не пострадает.
Все причастные к крайним работам примерно знают, сколько стоила реставрация Преображенской церкви. Мне нельзя озвучивать данную сумму публично, т.к. это относится к служебной информации, цифра официально нигде не публиковалась. Назовем условную цифру Икс-Игрек-лиард. Но это реставрация, которая всегда была дороже нового строительства и сюда еще входит проект реставрации и реставрация иконостаса. Новое строительство можно оценивать как половину Икс-Игрек-лиарда.
И вот, в 1714 году (на самом деле чуть ранее, не за день же построили) у местного населения появляется «лишняя» Половина денег на постройку церкви. Ровно такая же «лишняя» Половина денег появилась у жителей села Анхимово (село около Вытегры) в 1708 году для постройки своей церкви. Причем, столько много денег не было ни до, ни после обозначенного периода времени, период 1700-1715 гг.
Я специально выделяю только эти две деревянные церкви, т.к. они похожи как старшая и младшая сестры. Если сравнивать по трудоемкости и по количеству потраченного материала, то совпадение будет один-в-один, можно сказать, что церкви-близнецы.
Откуда деньги, брат? Причем деньги очень большие, в следующие годы (да что там в годы, в века) таких денег не было.
Сразу отпадает вариант, что на постройку двух церквей дал денег из государевой казны Петр Первый. Тогда бы остались записи в бухгалтерских книгах и легенды-сказы о том, как Петр лично махал топором, строя эти церкви.
Потом отпадает вариант, что деньги накопили местные жители, т.е. местный приход. Отпадает по той простой причине, что рядом тоже были похожие приходы и они денег почему-то не накопили на подобные постройки. Соседние церкви были поскромнее.
В любом случае, деньги всегда концентрируются в Центре, а Центр возникает на стратегических путях (торговых путях). Вот про то, что остров Кижи и село Анхимово когда-то были центром мира, я никогда не слышал. Однако, откуда тогда церкви?
Не поверите, есть логичное объяснение.
Соль. Соль, которую добывали на Белом море (магнатом был Соловецкий монастырь) и доставляли каким-то чудесным образом в центральные районы страны. Тут очень важно проследить логистику и количество соли.
Итак, количество соли, просто масштаб добычи ориентировочно в 1700-е года следующий:
Цитата: «В Вологде — главном месте сбыта соловецкой соли — поставки монастыря доходили до 130 тыс. пудов (2129,4 т) соли в год».
2129,4 тонна – это вообще сколько? Для наглядного образа – это 31 грузовой вагон (в вагоне 70 тонн, кто не в курсе). Лошадь могла увезти 24 пуда соли, т.е. это всего-то 5417 лошадей/телег в год (или по 15 лошадей/телег в день). Соответственно, сколько привезли, столько же и купили. Другими словами, наша любимая Вологда – есть оптовый рынок, откуда соль расходилась далее по другим городам. Однако, между Вологдой и Соловками по прямой 680км, со всеми поворотами и разворотами – ориентировочно 1000км. Как доставляли, какими путями?
Цитата: Главная торговая дорога проходила через Архангельск по р. Двине и Сухоне к Устюгу Великому и Вологде. Другой важный речной торговый путь проходил по р. Онеге к Каргополю и далее.
Все это прекрасно, но мимо острова Кижи и села Анхимово, что на Онежском озере. Оказывается, был еще один путь.
Цитата: «Существовал и еще один, менее востребованный, торговый путь, ведущий от Беломорского побережья к западным районам страны. Этим путем товары доставлялись зимой на санях от Сумского острога к Повенецкой пристани на Онежском озере, а далее речным путем к Новгороду и другим городам».
Теоретически летом можно дойти водным путем от Повенца до Великого Новгорода. Практически же была вероятность потерять груз на коварном Онего-озере вместе с кораблем и с экипажем безвозвратно. Причем, стоимость корабля и экипажа была копеечной, по сравнению со стоимостью груза. Мы не будем отрицать возможности доставки соли исключительно водным путем, но есть сомнение. Даже сегодня современные суда очень осторожно относятся к местной погоде и при малейшем сомнении в озеро не суются. То же относится к местным рыбакам на моторных лодках (маломерных судах), а кто считает себя выше природной стихии обычно проигрывают в схватке «человек-природа». Рыбаков, конечно, жаль, но тонут регулярно по своей же глупости и неосмотрительности.
Водный маршрут: Повенец – Онежское озеро – река Свирь – Ладожское озеро – река Волхов – Великий Новгород
Наиболее надежный и безопасный путь – зимой по замерзшему льду. Увы, данный путь завязан на лошадях, у которых грузоподъемность значительно меньше, чем у кораблей. Зато без всяких сюрпризов от погоды, надежно и гарантированно. О том, что работал зимний санный путь сомнений нет. Более того, данных путей было несколько и один из них имел название «Великий Олонецкий зимник» или просто «Олонецкий зимник». Доподлинно неизвестно, где проходили зимники на территории Заонежского полуострова, однако сохранилось много топонимов в названиях деревень, озер, болот и дорог со смысловой нагрузкой «зимник».
Если внимательно смотреть на карту, то через Заонежье можно проехать по зимникам прямо от Повенца до Клименецкого монастыря (далее открытое Онего), а это ни много ни мало около 120км почти прямого пути с севера на юг. Справа и слева от зимника много разных деревень, многие из них дожили до наших дней, в том числе и деревни в Кижской волости.
Кстати, при использовании водного пути можно было спокойно отсидеться в кижских шхерах в случае шторма на Онего-озере. Шхеры имеют выходы в открытое Онего с севера и с юга и совпадают с зимником.
Оптимальный маршрут зимника: Повенец – Шуньга – Космозеро – Великая Губа – Кижи – Сенная Губа – Клименецкий монастырь (далее Онежское озеро)
Так или иначе (точнее, и так и иначе) соль везли в товарном количестве с севера на юг, а в обратную сторону могли везти продукты питания, которые на севере не растут. По пути всяко-разно должны были быть остановки, аналоги современных мотелей.
Если сделать смелое предположение, что часть соловецкой соли мелким оптом покупали кижане, а потом продавали в розницу, то вот она и прибыль. А если сделать еще одно предположение, что кижане активно участвовали в транспортных услугах, например, от Повенца до реки Свирь (или до реки Вытегра), то прибыли еще увеличиваются.
Косвенным подтверждением моей теории может стать еще аргумент. Времена те были очень неспокойные и поляки грабили всех подряд, грабил и прочий сброд иностранный. Речь идет о времени Великой смуты. Хоть это и было за 100 лет до строительства Преображенской церкви в Кижах и Покровской церкви в селе Анхимово, однако вопросы безопасности стояли очень остро и долго.
Не знаю как дело было в Анхимово, но в Кижах вокруг церквей стояла ограда. На гравюре Озерецковского (первое графическое изображение Кижского погоста) изображена ограда погоста, аки крепостная стена. Может данная стена и служила защитой торгового пути от лихих людей? Вот не знаю, но охранять церкви на острове как-то глупо, тем более что вокруг тоже церкви были и их никто могучими стенами не огораживал. А если сделать предположение, что за стеной стоял амбар с солью, то становиться понятно зачем такие стены.
Аналогичные стены были и в Клименецком монастыре. Если внимательно посмотреть, то там тоже была многоярусная церковь, как в Анхимово и в Кижах. Совпадение? Не думаю.
Думаю, что надо тщательно изучать логистику доставки соли, точки остановки обозов и кораблей, точки хранения соли на изучаемой территории (могут совпадать с точками остановки обозов и кораблей) и, конечно же трансформацию прибыли в великие и великолепные постройки.
К 1750 году значение соловецкой соли стало стремительно падать, соответственно стали падать доходы населения на путях доставки, как следствие новые церкви стали поскромнее. На языке архитекторов это называется «закат деревянного зодчества». Да не закат это зодчества, а закат доходов для строительства. Попутали причину и следствие.
В любом случае на «соляном пути» появилось две прекрасных сестры-церкви. Теперь вопросов стало только больше, чем до моей гипотезы. Может и Кижи и Анхимово были розничными торговцами солью в своих волостях, может что иное. Однозначно, что денег было в достатке и эти деньги потратили на постройку церквей, а вот откуда они все-таки взялись… Не доказано.
Всем всего доброго и ясного, много соли!
P.S. В качестве памятника истории на территории музея «Кижи» можно поставить соляной амбар, ну это так, мечты-мечты.
Справка из источников инета:
В ХII–ХVIII веках торговля солью процветала. Белые кристаллики, столь дешевые в наши дни, обеспечивали своим хозяевам постоянный поток золота и серебра. Особенно преуспели в торговле солью венецианцы. Они нещадно боролись с конкурентами — чтобы взвинтить цены на соль нападали на солеварни и разрушали их.
Немалый доход приносила соль и в государственную казну. Европейские монархи вводили монополию на торговлю солью, учреждали соляные таможни и собирали особый налог на соль, облагая им и солеваров, и купцов, и простой народ. Народ отвечал «соляными бунтами» – обычное дело для средневековой Европы – от Франции до Московской Руси. Слово «габелер» (сборщик налога на соль) во Франции времен Людовика XII было одним из худших оскорблений. Естественно, что в таких условиях, процветала соляная контрабанда, взятки, торговля солью из-под полы.
Лишь к XX веку европейские правители смирились с отменой соляных сборов, а в Германии налог на поваренную соль продолжал собираться аж до 1992 года.