Найти тему

Самара: поквартальный обход. 22-й квартал.

Квартал №22 ограничен улицами Алексея Толстого, Венцека, Степана Разина и Пионерской. Глубоких сквозных дворов здесь нет отчасти из-за того, что почти в центре квартала возвышается здание Управления ФСБ по Самарской области, так что его окрестности я исследовал с некоторой долей осторожности и выложил здесь далеко не все снимки.

Квартал №22 на карте современной Самары
Квартал №22 на карте современной Самары

Начну обзор с одного из самых интересных и красивых домов не только в этом квартале, но и вообще в Самаре, - с особняка Василия Михайловича Сурошникова, который стоит на углу улиц Пионерской и Алексея Толстого.

Здание в стиле модерн (некоторые специалисты относят его к "северному модерну") было построено в 1910-1914 годах по проекту выдающегося архитектора Фёдора Шехтеля. Руководил строительством Александр Щербачёв, который внёс в облик особняка некоторые изменения. Подробнее почитать про историю дома и его владельца вы можете в статье самарского краеведа Павла Попова:

Самарский купец В.М. Сурошников и проекты Шехтеля

А "заглянуть за ворота" особняка (и заодно перенестись в далёкий уже 2009 год) - в материале архитектурного обозревателя Армена Арутюнова:

Самара. Шехтель. Особняк купца Сурошникова

В настоящее время внутрь здания попасть постороннему человеку крайне сложно - здесь находится Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Самарской области.

В глубине квартала за особняком Сурошникова виднеется современное здание, в котором располагается Управления ФСБ по Самарской области. Его территория охватывает дореволюционный дом с обеих сторон и выходит на две улицы, Алексея Толстого и Пионерскую.

Алексея Толстого, 45а - здание 1932 года постройки, довольно простое с улицы, но более интересное со двора. Жаль, из-за тесноты не получилось снять заднюю стену целиком, только фрагмент.

Стоящий рядом дом с номером 45Б выглядит более старым и потрёпанным, хотя на самом деле был построен на три года позже своего соседа:

Возле дома прямо вдоль тротуара тянется живописная кирпичная стенка, через которую пробиваются корни деревьев и трава:

-6

Дальше по улице ещё недавно стояло большое заброшенное здание - бывший Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, который в народ окрестили "детской тюрьмой". Про это мрачное учреждение я подробно писал два года назад:

Детская тюрьма на улице Алексея Толстого
Самара: поквартальный обход29 мая 2021

Сейчас на месте снесённого здания - высокий железный забор, скрывающий не до конца расчищенный пустырь. Зато открылся вид на колокольню Вознесенского храма на улице Степана Разина, о котором я расскажу в этой статье чуть позднее.

Пустырь на месте снесённой "детской тюрьмы" и колокольня Вознесенского храма
Пустырь на месте снесённой "детской тюрьмы" и колокольня Вознесенского храма

Оставшуюся часть улицы Алексея Толстого занимает восьмиэтажный жилой дом, построенный в 1990 году.

Венцека, 19 / Алексея Толстого, 55
Венцека, 19 / Алексея Толстого, 55

Этот же дом с другого ракурса на снимке 2015 года:

Венцека, 19 / Алексея Толстого, 55 - фото 2015 года
Венцека, 19 / Алексея Толстого, 55 - фото 2015 года

На этом же фото виден фрагмент подпорной стены, разделяющей проезжую часть на две половины. Она появилась здесь ещё в 1863 году, а сегодня уличные художники превратили её в огромное полотно для своих работ. Больше фотографий этого необычного объекта вы можете увидеть здесь:

Самара: поквартальный обход. Где-то между кварталов.
Самара: поквартальный обход11 мая 2023

Венцека, 21 - объект культурного наследия, жилой дом конца XIX века.

Владельцы этого усадебного места на рубеже веков сменялись очень часто, и при ком из них было возведено это здание - не понятно. Желающие могут попытаться сами разобраться в этой чехарде, подробно расписанной здесь. В книге "Архитекторы Самарской губернии. XIX - XX - XXI века" сказано, что это собственный дом архитектора А.А. Волошинова, 1900 года постройки.

В наше время дом был сильно реконструирован и надстроен до 7 этажей с сохранением оригинального фасада. Видимо, тогда же сбоку появился вот этот четырёхэтажный пристрой:

Дальше в ряд стоят несколько ярко раскрашенных дореволюционных домов. Некоторые из них раньше числились в реестре выявленных ОКН, поэтому о них удалось найти хоть немного информации.

Улица Венцека
Улица Венцека

Венцека, 25 - Дом мещанки М.С. Буровой, 1898 г.

Венцека, 27 (слева) и Венцека, 25, дом мещанки Буровой
Венцека, 27 (слева) и Венцека, 25, дом мещанки Буровой

Венцека, 29 - Дом крестьянина Нижегородской губернии Я.И. Абрамова, 1871-1874 гг.

По домам №№27 и 31 информации найти пока не удалось.

Венцека, 31 (справа)
Венцека, 31 (справа)

Раньше во дворы этих домов можно было заглянуть, но во время обхода мне не повезло - либо ворота были закрыты, либо во дворе в этот момент находились люди, которым явно не нравилось, что я что-то фотографирую.

-16

Подпорки на последнем снимке держат стену дома на углу Венцека и Степана Разина. Он хоть и является объектом культурного наследия, находится в гораздо худшем состоянии, чем его соседи. Несколько лет назад власти взялись было за его реставрацию, но дальше очистки фасада дело не зашло.

Венцека, 33 / Степана Разина, 82
Венцека, 33 / Степана Разина, 82

Это ОКН, "Жилой дом на усадьбе Сурошниковых с аркой ворот", разрешение на его строительство Василий Михайлович Сурошников (тот самый, которому принадлежал роскошный особняк, с которого я начал сегодняшний обход) получил в 1881 году, а в конце века здание было перестроено по проекту Александра Щербачёва.

В 2Гис, однако, приведены другие сведения об этом доме:

В начале 1870-х гг. по проекту самарского архитектора М.С. Муратова Михаил Васильевич Сурошников отстроил на своей городской усадьбе три особняка по Вознесенской улице (ныне угол ул. Степана Разина и Венцека), два из которых, существуют и по сей день.

Казалось бы, обе версии могут быть правильными, если один из трёх домов архитектора Муратова (а именно, угловой) был впоследствии снесён, и на его месте в 1880-е годы возвели новое здание, которое и дошло до наших дней. Но где же тогда два оставшихся дома? Одним из них может быть дом №31 по улице Венцека, а другим - Венцека, 33а, который виден на фото двора с подпорками. Однако его декор один в один повторяет декор углового дома, следовательно, они строились в одно время... В общем, версии друг другу всё-таки противоречат, и я более склонен доверять сайту Культурного наследия, чем 2Гис.

Возле углового дома стоит старая трансформаторная будка:

-18

Скорее всего, это постройка советских времён, хотя подобные будки можно найти на фото Самары начала ХХ века. Но на дореволюционном снимке этого участка улицы Вознесенской (так раньше называлась нынешняя улица Степана Разина) данной будки нет:

-19

Маленький домик с двухскатной крышей с предыдущего фото не сохранился (тот самый утраченный третий дом Муратова?), сейчас на его месте железный забор, а вот следующий дом, Степана Разина, 80, цел, правда, никаких данных по нему у меня нет.

За домом №80 в глубь квартала вытянулся небольшой тупичок, по левую сторону которого стоит ограда Вознесенского собора, а по правую - ряд жилых домов:

Степана Разина, 72
Степана Разина, 72

А теперь взглянем на Вознесенский собор. Так он выглядит из глубины квартала:

​Степана Разина, 78​ - Вознесенский собор
​Степана Разина, 78​ - Вознесенский собор

А так - с улицы Степана Разина:

Собор в честь Святого Вознесения Христова, или просто Вознесенский собор, - старейший из действующих храмов Самары. Закладка каменного храма (ранее существовала деревянная церковь с таким же названием) состоялась в 1841 году, а возведение продолжалось около восьми лет. В 1847 году был освящён правый придел во имя архистратига Михаила, а в 1848 году главный престол - Вознесенский.

В середине XIX века Вознесенский собор был самым вместительным в городе, поэтому стал кафедральным собором Самары и оставался им до 1894 года. За всю его историю в нём успели побывать три российских императора: Александр II, Александр III и Николай II.

В 1877 году в Вознесенском соборе было освящено вышитое в Иверском женском монастыре легендарное Самарское знамя, врученное затем болгарским ополченцам во время Русско-турецкой войны. А 30 августа 1896 года известный писатель Максим Горький (на тот момент – Алексей Пешков) венчался в Вознесенском Соборе с Екатериной Волжиной. Венчание было тайным, так как Пешков был неудавшимся самоубийцей, и большинство священнослужителей не хотели иметь с ним дело.

С приходом к власти большевиков, Вознесенский собор, как и большинство других храмов по всей России был закрыт, а колокольня и купола собора уничтожены. Здесь долгое время располагался продовольственный склад и лишь в 1993 году храм был возвращен верующим. Сегодня Вознесенский собор – постоянно действующий приход, при соборе действуют богадельня, детская и взрослая воскресные школы.

На территорию собора и в сам храм я на этот раз не заходил, возможно, потом исправлю это упущение и дополню статью новыми фотографиями.

Следующее здание после Собора - Степана Разина, 56, выявленный ОКН : "Городская усадьба мещанки А.Т.Мельниковой (ансамбль): жилой дом; каменные нежилые службы; кирпичная ограда с аркой ворот", 1871 год постройки (или ранее). Правда, "кирпичная ограда с аркой ворот" до наших дней не сохранились, на их месте теперь бордовый железный забор, а в дальней постройке, то ли бывшей лавке, то ли амбаре, располагается ​ветеринарный центр.

Дом №54 я ни в каких списках ОКН не обнаружил, поэтому просто приведу его фото:

Степана Разина, 54
Степана Разина, 54

А вот следующее здание очень интересно: это бывший особняк Михаила Юрина, перестроенный после 1900 года по проекту известного зодчего Филарета Засухина.

Каких-то интересных фактов про этот дом я не нашёл, разве что его подробное описание на сайте "Культурное наследие Самарской области":

Двухэтажный кирпичный дом с подвалом расположен по красной линии застройки ул. Степана Разина. Главный фасад имеет ассиметричную, восьмиосевую композицию. Стены выполнены из красного глиняного кирпича, оштукатурены и окрашены. Поле стены первого этажа оштукатурено под дощатый руст, второго этажа – под кирпичный. На фасаде выделено два двухосевых ризалита с завершениями в виде треугольных фронтонов и прямых аттиковых стенок над ними. В уровне первого этажа южного ризалита расположен оформленный архивольтом арочный проезд с распалубками в толще арки. В северной части фасада организован главный вход в здание. Горизонтальное членение фасада выполнено межэтажным и венчающим карнизными поясами. Пояс над первым этажом оформлен рельефным меандровым орнаментом, венчающий карниз и треугольный фронтон – дентикулами и сухариками. Торцевые стены брандмауэрные. Дворовые фасады оштукатурены и окрашены.
Прямоугольные оконные проёмы на первом этаже оформлены простыми наличниками с треугольными завершениями и ушками, в северном ризалите простенок между спаренными окнами оформлен под герму. На втором этаже оконные проёмы оформлены нишами с полупилястрами по бокам и филёнчатыми ширинками. Простенки над окнами ризалитов в уровне второго этажа оформлены рельефными меандровыми орнаментами, простенки под окнами – геометрическими орнаментами. Сохранились первоначальные заполнения оконных проёмов.

Но, вполне возможно, что скоро сведений и историй появится больше, потому что самарские краеведы/градозащитники/волонтёры Том Сойер Феста взялись за его арт-консервацию. Что это такое и "с чем её едят" - надеюсь написать в скором времени, а также показать интерьеры особняка. Сегодняшний же рассказ о нём дополню лишь проектом дома:

-28

Степана Разина, 50 - новострой 2006 года, что там было раньше - разглядеть на старых фотографиях сложно.

Степана Разина, 50
Степана Разина, 50

UPD. Скорее всего, именно на этом месте находился дом, где в годы советской власти жил художник Георгий Подбельский, сын присяжного поверенного Петра Павловича Подбельского, владевшего домов в 49 квартале. Жизнь Георгия Подбельского трагически оборвалась 24 января 1955 года в результате пожара. Пытаясь согреться, старых художник (Георгию Петровичу было уже 74 года) уснул рядом со включённым электрическим обогревателем (по другой информации - плиткой), и одежда на нём загорелась... Если верить источникам, то дом, где это случилось, имел номер 50 по улице Степана Разина.

На углу Степана Разина и Пионерской стоит ещё один дом работы Филарета Засухина - бывший дом жены коллежского асессора Анастасии Афанасьевой, построенный в 1903 году. После прихода Советской власти, с января 1919 года, здесь начала функционировать больница для оказания помощи судовым рабочим водного транспорта, или попросту «Больница водников». В 1964-м здание было реконструировано, сооружен дополнительный этаж. Это было последней работой знаменитого потомственного самарского архитектора Петра Александровича Щербачёва.

Снимок советской эпохи этого же здания:

-31

За стоящим возле больницы грузовиком, кажется, виден высокий забор, а за ним сквозь деревья проглядывает то ли небо, то ли белая стена дома Юрина, т.е. никакого здания по соседству в то время не было.

А вот как выглядел дом Афанасьевой и перекрёсток Вознесенской и Воскресенской (Степана Разина и Пионерской) до Революции:

Кстати, с этим перекрёстком связано трагическое событие: именно здесь 21 июля 1906 года взрывом бомбы был убит самарский губернатор Иван Блок.

Проект Филарета Засухина:

-33

При всём уважении к Щербачёву-младшему, этот дом он всё-таки испортил...

И напоследок - пара зданий по улице Пионерской:

Пионерская улица, 26
Пионерская улица, 26

Хоть эти постройки и числятся под общим номером 26, видно, что возведены они были в разное время. Красно-кирпичное строение справа, вероятно, относилось к усадьбе Афанасьевой, а вот жёлтый домик слева - жилой флигель на усадьбе Василия Михайловича Сурошникова, с которой я начал сегодняшнюю статью, 1912-1914 годы постройки.

Обход на этом завершён, и я хочу написать пару слов о том, что будет с моим проектом в ближайшие месяцы. Летом у меня всегда очень много работы, поездок по области, плюс с прошлого года я активно участвую в Том Сойер Фесте и других волонтёрских проектах, поэтому времени на регулярное ведение поквартального обхода просто не остаётся. Конечно, я постараюсь использовать любую возможность, чтобы снимать и описывать следующие кварталы, но как часто это будет получаться - сказать сложно. Но осенью, когда работы станет поменьше, я обязательно возобновлю публикации с прежней частотой!