Technics SU-3600 – полный усилитель из 70-х годов от производителя, который в то время уверенно присутствовал в лидерах в сфере высококачественного аудио. В середине 80-х Technics начал «сдуваться» и к 90-м годам производил уже совсем не то – надежные, красивые и функциональные аппараты, но с мутно-ватным звучанием, типа как у Technics SU-A700 (1993 год). Были исключения, конечно, но их можно с помощью пальцев одной руки посчитать.
Поэтому, когда удается послушать усилители Technics из «старой гвардии», то это всегда интересно. А попадаются они нечасто, так как владельцы, даже в Японии, не торопятся от них избавляться - на аукционах, если и появляются в лотах, то в «убитом» состоянии, обычно. Этот, мне повезло, находится в очень хорошем состоянии, был даже обслужен в Японии несколько лет назад, с заменой мелких электролитов (Установлены Elna Silmic II). Мне его дали просто послушать - чинить его, надобности нет.
Но под крышку заглянул, естественно, и фотографии сделал:
Оснащен усилитель классически – регулятор громкости с отключаемой тонкомпенсацией, регуляторы тембра ВЧ и НЧ с переключением на три варианта изменения АЧХ, баланс, селектор входов, монитор записи, переключатель моно\стерео\реверс каналов, режим приглушения звука (Mute), выход на наушники, НЧ и ВЧ фильтры и селектор на две пары АС. Может работать и как оконечный усилитель, и как предварительный – выход преда и вход оконечника выведены на заднюю панель и соединены перемычками.
В усилителе два входа ММ корректора – один на фиксированное входное сопротивление 50 кОм, другой – с переключателем на 4 положения (30 кОм\50 кОм\100 кОм\200 кОм).
Линейных входов четыре, включая магнитофонный, (RCA\DIN), два из них имеют регулировку чувствительности, что частенько бывает необходимо, учитывая высокое выходное напряжение современных источников (2 В и выше). Если дома достаточно чувствительные АС, то бывает так, что у винтажного усилителя чуть громкость от нуля повернешь, а уже громко, так как средний выходной уровень сигнала CD проигрывателя может в 10 раз превышать номинальную чувствительность входов (100-150 мВ, обычно), а пиковый и в 20 раз.
Технические параметры, заявленные производителем:
Конструкция усилителя и его компоновка типичны для 70-х годов – длинные сигнальные и силовые провода, в том числе и от платы УМ к оконечным транзисторам, шасси с «подвалом», предохранители в выходных цепях вместо реле защиты и т.д., но если обратить внимание на некоторые нюансы, то можно заметить, что есть разница в лучшую сторону: во-первых, это размещение силового питания и выходных каскадов в непосредственной близости друг от друга, во-вторых, прокладка сигнальных кабелей от входов до передней панели выполнена внутри алюминиевых трубок (в качестве экрана), что вообще встречается крайне редко.
В-третьих, стальной корпус не является местом общего заземления, как сделано сплошь и рядом у других производителей в 70-х, и даже в 80-х годах. Он соединен с сигнальной землей, но в одном месте, вблизи входных разъемов, что существенно лучше, чем луженые стальные лепестки по всему корпусу, на которые заземляются печатные платы модулей. Экранированный сетевой трансформатор и отделение блоков друг от друга стальными крышками – эта фишка ведущих производителей того времени.
Кстати, удивил шум встроенного ММ корректора при вывернутой на максимум громкости – в нем только шипение, практически вообще без НЧ фона в составе. Так бывает, но далеко не всегда – чаще всего, какие-то НЧ-составляющие в спектре шума встроенного корректора все-таки присутствуют.
Схему оконечного усилителя опубликую тут – по сути, это простой классический Лин, как в книжках по схемотехнике, с общей ООС, с оконечным каскадом в классе В и предоконечным каскадом, подключенным к нагрузке, чтобы снизить коммутационные искажения на малом сигнале (искажения типа "ступенька").
Интересно выполнен выходной фильтр – катушка имеет всего три витка, но на ферритовом сердечнике. Первый раз такое вижу, если честно. Обычно, витков в несколько раз больше, но сердечник воздушный.
Подключил его в свою аудиосистему и сначала послушал с цифрового источника (SACD проигрыватель Marantz SA15S1) Как и ожидалось, Technics SU-3600 имеет ясный и открытый звук, в отличие от своих более поздних собратьев. Он построил сцену, оторвал звук от АС и вполне хорошо справлялся с разными жанрами музыки. Эмоциональная подача присутствует, источники звука локализуются в пространстве. На комфортных уровнях громкости все замечательно, только мне не хватило разрешения по ВЧ составляющим – они воспроизводятся упрощенно, что сразу заметно, особенно, если слушаешь знакомые треки. Слышно и наличие разделительного конденсатора на входе – на некоторых музыкальных композициях, где есть самый нижний бас, он слегка подрезан. Если увеличивать громкость, то возникают стандартные артефакты для усилителей с недостаточной энергоемкостью БП – спад АЧХ на краях диапазона, вызывающий «крикливость» звука. Трансформатор питания практически без запаса по мощности и два электролита по 3300 мкФ на оба канала – что очень мало, естественно. Однако благодаря ясной середине, этот усилитель слушать интересно и увлекаешься музыкой.
Послушал и с винила, через встроенный в усилитель ММ корректор. Ставил несколько пластинок и услышал тот же характер звучания – четко, ясно, но слегка простовато. Последняя пластинка была в стиле Heavy Metal - Grave Digger, трек «Yesterday», с их первого альбома 1983 года. С ней записал небольшое видео. Диск записан не очень хорошо, но вещь замечательная:).
ММ корректор в усилителе выполнен на дискретных элементах, но с цепью коррекции в цепи ООС. Питание однополярное, 42 В. Конечно, такая топология лучше, чем подобная схема на одном ОУ, но мне все же гораздо больше нравится звучание с пассивной сосредоточенной коррекцией между двумя каскадами усиления.
Статья написана на основе личного опыта. Все фото и видео мои.
Добавил эту статью сюда: Винтажные полные усилители в моих обзорах
Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах
Цифровые источники звука в моих обзорах
Мои статьи о винтажных проигрывателях винила
Мои статьи о винтажных ресиверах
Мои статьи об импортных винтажных магнитолах
Мои статьи о катушечных магнитофонах
Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР
Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках
Ламповые усилители в моих обзорах
Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio
С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)