Найти тему
Prophetmaster Audio

Усилитель из 70-х: Technics SU-3600

Technics SU-3600 – полный усилитель из 70-х годов от производителя, который в то время уверенно присутствовал в лидерах в сфере высококачественного аудио. В середине 80-х Technics начал «сдуваться» и к 90-м годам производил уже совсем не то – надежные, красивые и функциональные аппараты, но с мутно-ватным звучанием, типа как у Technics SU-A700 (1993 год). Были исключения, конечно, но их можно с помощью пальцев одной руки посчитать.

Поэтому, когда удается послушать усилители Technics из «старой гвардии», то это всегда интересно. А попадаются они нечасто, так как владельцы, даже в Японии, не торопятся от них избавляться - на аукционах, если и появляются в лотах, то в «убитом» состоянии, обычно. Этот, мне повезло, находится в очень хорошем состоянии, был даже обслужен в Японии несколько лет назад, с заменой мелких электролитов (Установлены Elna Silmic II). Мне его дали просто послушать - чинить его, надобности нет.

Но под крышку заглянул, естественно, и фотографии сделал:

Вид изнутри со стороны верхней крышки и без внутренних крышечек
Вид изнутри со стороны верхней крышки и без внутренних крышечек
Вид изнутри со стороны нижней крышки
Вид изнутри со стороны нижней крышки

Оснащен усилитель классически – регулятор громкости с отключаемой тонкомпенсацией, регуляторы тембра ВЧ и НЧ с переключением на три варианта изменения АЧХ, баланс, селектор входов, монитор записи, переключатель моно\стерео\реверс каналов, режим приглушения звука (Mute), выход на наушники, НЧ и ВЧ фильтры и селектор на две пары АС. Может работать и как оконечный усилитель, и как предварительный – выход преда и вход оконечника выведены на заднюю панель и соединены перемычками.

Technics SU-3600
Technics SU-3600

В усилителе два входа ММ корректора – один на фиксированное входное сопротивление 50 кОм, другой – с переключателем на 4 положения (30 кОм\50 кОм\100 кОм\200 кОм).

Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели

Линейных входов четыре, включая магнитофонный, (RCA\DIN), два из них имеют регулировку чувствительности, что частенько бывает необходимо, учитывая высокое выходное напряжение современных источников (2 В и выше). Если дома достаточно чувствительные АС, то бывает так, что у винтажного усилителя чуть громкость от нуля повернешь, а уже громко, так как средний выходной уровень сигнала CD проигрывателя может в 10 раз превышать номинальную чувствительность входов (100-150 мВ, обычно), а пиковый и в 20 раз.

Технические параметры, заявленные производителем:

-6

Конструкция усилителя и его компоновка типичны для 70-х годов – длинные сигнальные и силовые провода, в том числе и от платы УМ к оконечным транзисторам, шасси с «подвалом», предохранители в выходных цепях вместо реле защиты и т.д., но если обратить внимание на некоторые нюансы, то можно заметить, что есть разница в лучшую сторону: во-первых, это размещение силового питания и выходных каскадов в непосредственной близости друг от друга, во-вторых, прокладка сигнальных кабелей от входов до передней панели выполнена внутри алюминиевых трубок (в качестве экрана), что вообще встречается крайне редко.

Алюминиевые трубки
Алюминиевые трубки

В-третьих, стальной корпус не является местом общего заземления, как сделано сплошь и рядом у других производителей в 70-х, и даже в 80-х годах. Он соединен с сигнальной землей, но в одном месте, вблизи входных разъемов, что существенно лучше, чем луженые стальные лепестки по всему корпусу, на которые заземляются печатные платы модулей. Экранированный сетевой трансформатор и отделение блоков друг от друга стальными крышками – эта фишка ведущих производителей того времени.

Вид со стороны верхней крышки с установленными внутренними крышечками
Вид со стороны верхней крышки с установленными внутренними крышечками

Кстати, удивил шум встроенного ММ корректора при вывернутой на максимум громкости – в нем только шипение, практически вообще без НЧ фона в составе. Так бывает, но далеко не всегда – чаще всего, какие-то НЧ-составляющие в спектре шума встроенного корректора все-таки присутствуют.

Схему оконечного усилителя опубликую тут – по сути, это простой классический Лин, как в книжках по схемотехнике, с общей ООС, с оконечным каскадом в классе В и предоконечным каскадом, подключенным к нагрузке, чтобы снизить коммутационные искажения на малом сигнале (искажения типа "ступенька").

Схема блока УМ
Схема блока УМ

Интересно выполнен выходной фильтр – катушка имеет всего три витка, но на ферритовом сердечнике. Первый раз такое вижу, если честно. Обычно, витков в несколько раз больше, но сердечник воздушный.

Выходной фильтр
Выходной фильтр

Подключил его в свою аудиосистему и сначала послушал с цифрового источника (SACD проигрыватель Marantz SA15S1) Как и ожидалось, Technics SU-3600 имеет ясный и открытый звук, в отличие от своих более поздних собратьев. Он построил сцену, оторвал звук от АС и вполне хорошо справлялся с разными жанрами музыки. Эмоциональная подача присутствует, источники звука локализуются в пространстве. На комфортных уровнях громкости все замечательно, только мне не хватило разрешения по ВЧ составляющим – они воспроизводятся упрощенно, что сразу заметно, особенно, если слушаешь знакомые треки. Слышно и наличие разделительного конденсатора на входе – на некоторых музыкальных композициях, где есть самый нижний бас, он слегка подрезан. Если увеличивать громкость, то возникают стандартные артефакты для усилителей с недостаточной энергоемкостью БП – спад АЧХ на краях диапазона, вызывающий «крикливость» звука. Трансформатор питания практически без запаса по мощности и два электролита по 3300 мкФ на оба канала – что очень мало, естественно. Однако благодаря ясной середине, этот усилитель слушать интересно и увлекаешься музыкой.

Послушал и с винила, через встроенный в усилитель ММ корректор. Ставил несколько пластинок и услышал тот же характер звучания – четко, ясно, но слегка простовато. Последняя пластинка была в стиле Heavy Metal - Grave Digger, трек «Yesterday», с их первого альбома 1983 года. С ней записал небольшое видео. Диск записан не очень хорошо, но вещь замечательная:).

Яблоко пластинки
Яблоко пластинки

ММ корректор в усилителе выполнен на дискретных элементах, но с цепью коррекции в цепи ООС. Питание однополярное, 42 В. Конечно, такая топология лучше, чем подобная схема на одном ОУ, но мне все же гораздо больше нравится звучание с пассивной сосредоточенной коррекцией между двумя каскадами усиления.

Статья написана на основе личного опыта. Все фото и видео мои.

Добавил эту статью сюда: Винтажные полные усилители в моих обзорах

Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах

Мои статьи о кассетных деках

Цифровые источники звука в моих обзорах

Мои статьи о винтажных проигрывателях винила

Мои статьи о винтажных ресиверах

Мои статьи об импортных винтажных магнитолах

Мои статьи о катушечных магнитофонах

Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР

Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках

Ламповые усилители в моих обзорах

Моя коллекция аудиокассет

Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)