Найти в Дзене

Куда ведут писательские дороги

Приглашение от библиотеки им. Маяковского на встречу с читателями в закрытый город Саров я получила ещё зимой. Поездке предшествовало долгое оформление разрешений на посещение города, согласование сроков встречи и покупка билетов.

Итак, первый день поездки.

Чуть свет мы с мужем сошли с поезда в Арзамасе. Несмотря на ранее утро, нас уже встречала Валентина Александровна – сотрудница библиотеки из Сарова. Все последующие дни она и руководитель Общества любителей православной книги Сарова Надежда Александровна будут нежно опекать нас и станут почти родными. Стояла прекрасная майская погода, словно заказанная для нас по специальной цене в небесной канцелярии. Дивеево было нам по пути, и мы отправились прямо туда.

Мы с Валентиной Александровной у входа в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Мы с Валентиной Александровной у входа в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Чуть позже к нам присоединилась Надежда Александровна и сразу повела завтракать в чудесный уютный дом к своим близким друзьям.

– Только, пожалуйста, никому о нас не рассказывайте! – мать Иоанна смущённо улыбнулась и пояснила. – Мы принимаем всех, кто постучит в ворота, поим, кормим, устраиваем на ночлег, но если про нас узнают многие, то мы просто не справимся. (Имя матери Иоанны я изменила, чтобы выполнить её просьбу).

Около десяти лет назад, несколько монахинь перебрались из бывших советских республик в Подмосковье. Вскладчину купили развалюшку, отремонтировали, продали чуть подороже и двинулись в Дивеево. В монастырь их не приняли, но благословили поселиться вблизи и молиться во славу Божию. Купили дом, на какой смогли наскрести денег, постепенно обустраивались и обживались.

– Даже печку я сама сложила, – походя замечает мать Иоанна.

Её руки споро накрывают на стол, где для нас раскидывается скатерть-самобранка со всякими разносолами. Скромное возражение, что достаточно одной каши, в расчёт не берётся, и мы понимаем, что завтракать, а потом обедать, придётся много и вкусно.

-2

Мать Иоанна говорит по-русски с лёгким акцентом, что придаёт её речи лиричную мягкость и протяжность.

– У нас всего доходов – хозяйство, – она кивает на курочек во дворе, – несколько пенсий и что Бог пошлёт – иногда густо, иногда пусто. Но мы не жалуемся, ведь такая благодать кругом!

Благодать, действительно разливалась в воздухе запахами цветущей сирени и щебетом птиц в ветвях с молодой листвой, плыла над рекой белым лебедем церковных построек и сияла золотыми куполами – «чтобы чаще Господь замечал».

На вид с берега реки можно любоваться часами
На вид с берега реки можно любоваться часами

Храмы словно парят в воздухе, а не стоят на земле
Храмы словно парят в воздухе, а не стоят на земле

Из Дивеево мы поехали в Саров – первый из российских центров по разработке ядерного оружия. Старшее поколение помнит Саров по названию Арзамас-16, которое произносилось с уважением к государственной тайне, скрывающейся за колючей проволокой. Несколько рядов боксов по досмотру транспорта на въезде, везде наряды вооружённой охраны, контрольно-пропускной пункт с зеркальным стеклом: тебя видят – ты нет. Для проверки документов выдвигается ящик, как в банках. Разрешение надо получать и на въезд, и на выезд. В общем, мышь не проскочит, и это правильно!

-5