Республика Сербская — пример того, что политическая воля, принципиальность, а значит, и реальный суверенитет не всегда зависят от территории страны, ее экономической и военной мощи. Более того, это всего лишь административное образование в составе Боснии и Герцеговины. Тем не менее власти во главе с Милорадом Додиком дают понять, что по-плохому с ними никак. А можно и нужно только так, как ведет себя в отношении Баня-Луки Москва.
Эту тему подробно раскрыл глава правительства Душко Перович. Он заявил, что западные страны давят на Республику Сербскую из-за отказа вводить санкции. При этом Россия никогда не ставила никаких условий.
Вот цитата: «Мы очень уважаем российскую принципиальную позицию. В ходе всех встреч и разговоров лидеров, на которых я присутствовал, никогда не было речи о каких-то условиях, как это делает Запад: мол, вы нам сделаете то, а мы вам сделаем это, меняйте законы или делайте что-то еще. Россия никогда не ставила никаких условий».
К слову, давление со стороны ЕС — самое низкое из всех возможных. Брюссель отказал в финансовом транше. И не только за пророссийскую позицию, но и за то, что блокирует вступление Боснии и Герцеговины в НАТО.
Таких стран на пространстве Евросоюза не так уж много. Однако, в отличие от брюссельско-вашингтонских марионеток, они действуют сплоченно, а их внешняя политика последовательная. И сегодняшние заявления Душко Перовича прозвучали спустя несколько дней после того, как в Сербии на митинге президент Александр Вучич заявил, что его страна никогда не признает независимости Косова и не введет санкций против России. Кроме того, он сообщил о неудавшейся подготовке к «цветной революции». Правда, вот тут такое едва ли получится. Во-первых, нынешние поколения сербов хорошо помнят, что творилось в стране четверть века назад, а также видели события девятилетней давности в Незалежной. Во-вторых, при нынешних обстоятельствах Россия немедленно вмешалась бы всеми доступными средствами.
Иными словами, ни войны, ни Дейтонские и другие соглашения не разделили народ. Даже при том, что появились государственные границы. Более того, американцам впору волосы на себе рвать и голову пеплом посыпать. Сербы почувствовали, что весь мир против них, и готовы действовать решительно всякий раз, когда кто-то пытается ущемить их права.
Иная ситуация — в Венгрии. Если Белград и Баня-Лука поддерживают Россию по идеологическим мотивам, то Будапешт исходит из практических интересов. Но такой подход вызывает не меньше уважения, поскольку тоже демонстрирует национальный суверенитет. В Евросоюзе идут разговоры об окончательной остановке нефтепровода «Дружба». Глава МИД Петер Сийярто потребовал объяснений. Вот только не от Незалежной, а напрямую от председателя Еврокомиссии. К слову, южная ветка также проходит через Чехию и Словакию. Но в Праге и Братиславе трусливо молчат.
Кроме того, в Будапеште не растеряли умения смотреть на ситуацию со стороны. Министр обороны Криштоф Салай-Бобровницки заявил, что большинство крупных стран союза, рискуя собственной безопасностью, истощили свои стратегические запасы ради помощи противникам России.
Стабильная политическая система в условиях демократии возможна, только если власти прислушиваются к мнению народа и оппозиции. В ином случае недовольство будет нарастать. Страны, доминирующие в ЕС, совершают обе ошибки. Чем больше государств отказывается подчиняться, тем меньше возможностей, чтобы их приструнить. Да и народ вскоре вырастет, перестанет верить сказкам и начнет задумываться над собственным будущим.