Найти тему
Союзное государство

Шестидесятники в Москве

В галерее «Веллум» стартовал выставочный проект «Ars Sacra Nova. Религия и символы в искусстве шестидесятников»
Анатолий Зверев, Купола, 1977, Бумага, цветные карандаши
Анатолий Зверев, Купола, 1977, Бумага, цветные карандаши

В экспозицию вошло около 50 геометрических композиций, кинетических объектов, живописных и графических произведений шестидесятников из собрания галереи «Веллум» и частных коллекций. Здесь и Анатолий Зверев с его крестами и куполами церквей, сделанными под влиянием работ Л.Поповой и О.Розановой из коллекции Г.Костаки; перечеркнутые крестами пейзажи и портреты Владимира Яковлева, коллажи Владимира Стерлигова с ангелами, молящимися фигурами людей и животных и акробатами-ангелами под куполом цирка. Особенно выделяются на этой экспозиции символистские произведения московских кинетистов. От «Артефактов» Франциско Инфанте, одного из основоположников русского кинетизма, до станковых работ его коллег и последователей – художников легендарной московской группы «Движение», – близких религиозным исканиям интеллигенции именно семидесятых годов прошлого века.

Франсиско Инфантэ, Артефакты, Серия "Жизнь треугольника", 1976
Франсиско Инфантэ, Артефакты, Серия "Жизнь треугольника", 1976

Проект проходит в рамках параллельной программы совместного цикла концертов Фонда Николая Каретникова и Московской государственной академической филармонии «Musica sacra nova. Духовная музыка из бывшего СССР». Заключительный концерт абонемента в этом сезоне прозвучит в концертном зале имени П.И. Чайковского 19 июня 2023г.

Владимир Акулинин, Вращение Галактики 3, 1999. Холст, масло
Владимир Акулинин, Вращение Галактики 3, 1999. Холст, масло

Организаторы проекта подчеркивают синтез искусств, такой органичный для творчества шестидесятников вообще, и для «русских кинетов», в частности. Кстати, самая первая выставка группы художников и футурологов «Движение» в 1964 году, где они впервые манифестировали себя как организованная арт-группа, так и называлась: «На пути к синтезу искусств».

Владимир Стерлигов, Абстракция, 1950-е, Коллаж
Владимир Стерлигов, Абстракция, 1950-е, Коллаж

Отсылка к латинскому «Ars Sacra Nova» в названии выставки также имеет значение для всего цикла проектов. «Ars nova» – музыкальный стиль позднего средневековья, термин ars nova означает не «новое искусство», а скорее «новую технику». Sacra – сакральное, священное. Куратор Любовь Агафонова относит этот термин и к искусству так называемого «Второго авангарда» и напоминает о содружестве художников геометрического и метафизического направления, чье «искусство приводило к мистическим озарениям. Начиная от ухода от реальности советской действительности. Просто играя с картинками, с образами, они открывали «духовные очи», как говорят православные, и уходили в поиске лучших миров…».

Владимир Яковлев, Мужчина с крестом, 1969, бумага, гуашь
Владимир Яковлев, Мужчина с крестом, 1969, бумага, гуашь

Одной из основных составляющих Второго авангарда стало ретроспективное переосмысление русского средневекового искусства, его корневого религиозного назначения. Геометрия архитектуры задних планов икон и фресок с их лаконичностью цвета стала одним из источников развития изобразительных средств советских неофициальных художников. Тех из них, кто стремились отстраниться от навязанного государственного атеизма.

Вячеслав Колейчук, Сфера, 1990-е, текстолит, леска
Вячеслав Колейчук, Сфера, 1990-е, текстолит, леска

Продолжая мистификации футуристов начала ХХ века, революционеров-художников, убивших острыми углами своих произведений старый мир и «ветхого человека» и прорекламировавших создание человека нового, нонконформисты из группы «Движение» вдруг возвращаются к поискам утраченного интуитивного в искусстве. Философско-религиозные поиски, захватившие некоторых из них в 1960-е, привели их к поискам запрещённого Господа, часто неосознанными, больше интеллектуальными и книжными, нежели мистическими. Это поиск был аккуратно артикулируем через изобразительные средства: кресты, подобия нимбов, сияние света горнего на холстах, символы средневекового христианства в геометрии движущихся объектов. Эти забытые художественные образы стали атрибутами творчества кинетов. Не случайно, некоторые из них, пройдя через интуитивный путь богоискательства в искусстве, пошли дальше от визуального к конфессиональному: братья Волгины стали священниками, а Владимир Акулинин «христианским художником».

Владимир Акулинин, Сотворение мира, 1999, Холст, масло
Владимир Акулинин, Сотворение мира, 1999, Холст, масло

Выставка продлится до 17 сентября 2023.

Вам по нраву материал — подпишись на наш канал
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍