1973 год. Кемеровская область, город Прокопьевск. В тот день массажистка Таисия Михайлова больше обычного спешила уйти из санатория на обед. Дома ее ждала приболевшая дочка.
Она почти дошла до конца аллеи, когда обо что-то споткнулась и едва не упала. Обернувшись, Михайлова увидела за что зацепилась: из кустов, растущих вдоль аллеи, торчала женская нога в туфельке на высоком каблуке. Женщина тут же кинулась назад. Может, кому-то из отдыхающих стало плохо? Но раздвинув ветки, массажистка закричала от ужаса. Женщина в кустах лежа в бурой луже.
Вскоре неподалеку нашли и вторую жертву – супруга женщины. У него украли дипломат. Казалось бы, мотив на лицо – ограбление. Но тогда сыщики еще не подозревали, с чем столкнулись. Дополнительно усложняло дело отсутствие улик.
Это вторая часть истории уголовного дела о нападении на супружескую пару. Советуем начать с первой, чтобы быть в курсе всех подробностей этого запутанного дела: *ссылка на первую часть*
Следствие встало в ступор
Персонал санатория и отдыхающие, сбежавшиеся посмотреть на тела, затоптали все следы и улики, которые могли там остаться. Пытаясь выйти на подозреваемых, сыщики занялись проверкой лиц, ранее судимых за разбойные нападения.
Но уголовники Прокопьевска помочь сыщикам не смогли. О нападении в санатории слышали многие, но о том, кто это сделал, никто из них не знал.
«Была версия, что это просто случайность. Мимо могли проходить какие-то бездомные и напасть на приличных людей. Искали, конечно, среди местных», – сказал Николай Янкин, лейтенант милиции.
Милиционеры составили опись похищенных у Санаевых золотых украшений и взяли на контроль всех скупщиков краденного.
«В те годы оперативники были сильны, присутствовала связь с народом», – говорил Валерий Дьяченко, лейтенант милиции.
Однако похищенные ценности нигде не появлялись. Следующей стала версия профессиональной деятельности жертв.
50-летний Афанасий Санаев был доцентом, преподавал в Новокузнецком Пединституте. Марксистско-Ленинская философия – предмет сложный. Что, если поводом для жестокого нападения стала месть кого-то из нерадивых студентов, а ограбление – лишь инсценировка?
Оперативники опросили всех коллег и студентов потерпевшего, но все они твердили: Санаев – человек не конфликтный, обходительный, в общении со студентами всегда демократичен, на экзаменах никогда не свирепствовал. Следствие забуксовало.
Эпатажная покупательница
1973 год, Кемеровская область, поселок Красный углекоп. Утро в сельском продмаге было как обычно оживленным. За свежим хлебом выстроилась очередь. Между делом покупатели обменивались новостями друг с другом и с продавщицей. Но когда в открытую дверь вошла она, в торговом зале мгновенно наступила тишина. Любительница выпить Людмила Зинкова в магазине бывала чаще многих, но такой ее видели впервые. На груди женщины красовалось роскошная золотая брошь, в руках она держала красивый кошелек. Обойдя оторопевших односельчан, покупательница подошла к прилавку и протянула продавщице несколько купюр. Обещала вернуть долги – вот, возвращает.
Поселок Красный углекоп на окраине Прокопьевска считался не особо благополучным. Большую часть местного населения здесь составляли бывшие осужденные, многие из них так и не сумели встать на путь исправления. После освобождения не работали, злоупотребляли спиртным и, разумеется, с трудом сводили концы с концами. Людмила Зинкова тоже относилась к этому неблагополучному контингенту, поэтому ее эффектное появление в магазине мгновенно стало новостью номер 1 в небольшом поселке.
Любительница выпить проговорилась
Поселковый участковый об удивительном происшествии в магазине узнал одним из первых.
«Поступила информация: у одной женщины появилась брошь. Не обычная, а золотая», – Валерий Дьяченко, лейтенант милиции.
Сотрудник милиции навестил Зинкову, расспросил, откуда у нее, годами живущей в долг, вдруг появились деньги и такая дорогая брошь. Но разговор не сложился, женщина сразу начала скандалить и возмущаться. Что она хуже других что ли? Почему должна всем вокруг отчитываться, откуда у нее деньги? Может, она наследство получила. И что в этом криминального? Но показать брошку участковому ей все же пришлось. Этого было достаточно, чтобы наследница оказалась в кабинете следователя.
«По описанию она как раз подходила под похищенную у Санаевой брошь. Произвели проверку, женщину задержали», – Валерий Дьяченко, лейтенант милиции.
Но даже после задержания Людмила продолжала возмущаться: Как так? За что ее, честную женщину, обвиняют в воровстве? У нее наоборот жизнь только стала налаживаться! Появился мужчина, который любит ее и помогает материально, вот и брошь дорогую именно он подарил.
Сыщики боялись спугнуть удачу. Неужели в деле о нападении на супругов Санаевых появился первый реальный след? Оперативники тут же приступили к поискам кавалера Зинковой.
«Тоже житель поселка, ранее судимый. Когда установили личность, произвели его задержание», – Валерий Дьяченко, лейтенант милиции.
Вот что на самом деле случилось с супругами
Приход милиционеров ранее судимого ухажера Людмилы не удивил. Должны же они были когда-нибудь его найти. А вот признание Арнольда Хвощевского самих оперативников не просто удивило – повергло в шок.
После задержания Хвощевский отпираться не стал. Он сразу признался в нападении на семью Санаевых и даже назвал имена двух своих подельников. Вот только ограбление здесь совсем не причем, ведь потерпевший сам заплатил за нападение и расправу над своей женой. Поверить в такой поворот событий сотрудники советской милиции просто не могли. Виданное ли дело – заказное покушение. Может, рецидивист Хвощевский врет? Оговаривает честного человека, чтобы уменьшить свою роль в жестоком нападении?
«Это был нонсенс, заказных преступлений тогда не встречалось», – сотрудник милиции.
Но когда задержали подельников Хвощевского, те слово в слово повторили признание товарища.
«Они не пытались ничего скрывать, потому что понимали, какое наказание их ждет за организацию нападения», – со слов Николая Янкина, лейтенанта милиции.
Более того, признались уголовники, Афанасий Санаев специально приехал к ним в Прокопьевск из Новокузнецка, где жил, чтобы проинструктировать, как лучше поступить с его женой.
«Он встретил одного из преступников в поселке, якобы был с ним знаком, и выложил свой план», – оперативный сотрудник.
И все равно сыщики продолжали сомневаться. Ну как человек, преподающий марксистско-ленинскую философию, оказался жестоким и расчетливым преступником?
Любвеобильный преподаватель
Следователи снова отправились в институт и снова выслушали немало лестного о педагоге, отличном семьянине и добром наставнике молодежи. И вдруг один из студентов Санаева признался оперативникам в том, о чем до сих пор предпочитал молчать. 50-летний педагог отбил у него девушку! Роман со студенткой продолжался у доцента больше года, а незадолго до происшествия девушка похвасталась: скоро Санаев сделает ей предложение, вот только решит вопрос с женой. Дело о заказном преступлении взял под контроль прокурор Кемеровской области Иван Ревякин.
Институт брака в Советском Союзе считался священным. Семья – основная ячейка общества. Что же могло произойти в уважаемом семействе Санаевых, что муж решил избавиться от жены таким радикальным способом? Сыщики решили повнимательнее присмотреться к личной жизни доцента. Ответ лежал на поверхности.
50-летний преподаватель института пользовался особой популярностью среди студенток. Будущие учительницы находили обходительного и галантного мужчину обаятельным, а главное – он всегда был готов пофлиртовать.
«Он был любвеобильным мужчиной, встречался со студентами», – сказала Нина Ревякина, юрист.
Роман зашел слишком далеко
3-курсница Танечка Филатова, как и многие, попала под чары преподавателя. И чудо! Он ответил ей взаимностью. Завязался бурный роман, но роль любовницы Танечку не устраивала, хотелось пышной свадьбы и штампа в паспорте. И скоро Таня поставила любовнику ультиматум.
«Она требовала разойтись с женой», – сотрудник милиции.
Но бежать в суд с заявлением о разводе Санаев не спешил. Доцент прекрасно понимал, что на кону стоит его карьера. Коммунист, преподаватель философии не имеет права разводиться и тем самым подрывать основы советского общества. А вдруг ректор института решит, что развод – это пятно на безупречной биографии?
Доцент тянул с принятием решения, но тайное все равно стало явным. Жена узнала о его романе, и тогда в ее жизни начался кромешный ужас. Оперативники и подумать не могли, каким человеком на самом деле был уважаемый преподаватель.