Найти в Дзене
Принцесса Тори

Монгольские приключения хакасов

«Тоже девчонок за границу вывез?», - пошутили иркутяне, с которыми мы встретились в одном из кафе посёлка Ханх в Монголии. На майских праздниках нам троим счастливым обладателям действующих загранпаспортов удалось не только посмотреть на монгольское озеро Хубсугул с вершины Мунку-Сардык, но и переночевать в юрте на его берегу. Спустившись с гор, мы как были, так и поехали в Монголию. Пограничники в попытке найти сходство долго всматривались то в фото в паспортах, то в обгоревшие красноносые лица, улыбавшиеся перед ними. Служебные собаки отказывались нюхать рюкзаки с вымокшей под дождём одеждой и горными ботинками. В итоге все формальности были соблюдены, и мы оказались в Монголии. Карту естественно никто не подумал подгрузить в телефон, пока был интернет, поэтому поехали, как первобытные путешественники, по указателям. Вскоре вдалеке показалось оно - озеро Хубсугул. Ледяная гладь, упирающаяся в белоснежные пики на горизонте. А ещё через несколько минут асфальтированная дорога закончил

«Тоже девчонок за границу вывез?», - пошутили иркутяне, с которыми мы встретились в одном из кафе посёлка Ханх в Монголии.

На майских праздниках нам троим счастливым обладателям действующих загранпаспортов удалось не только посмотреть на монгольское озеро Хубсугул с вершины Мунку-Сардык, но и переночевать в юрте на его берегу.

Хакасские монголы
Хакасские монголы

Спустившись с гор, мы как были, так и поехали в Монголию. Пограничники в попытке найти сходство долго всматривались то в фото в паспортах, то в обгоревшие красноносые лица, улыбавшиеся перед ними. Служебные собаки отказывались нюхать рюкзаки с вымокшей под дождём одеждой и горными ботинками. В итоге все формальности были соблюдены, и мы оказались в Монголии. Карту естественно никто не подумал подгрузить в телефон, пока был интернет, поэтому поехали, как первобытные путешественники, по указателям. Вскоре вдалеке показалось оно - озеро Хубсугул. Ледяная гладь, упирающаяся в белоснежные пики на горизонте. А ещё через несколько минут асфальтированная дорога закончилась, и мы оказались на его берегу в посёлке Ханх - единственном населенном пункте на озере Хубсугул, до которого с России можно доехать на легковой машине. Дальше около двухсот километров до Хатгала не каждый внедорожник осилит.

Практически левитирую от счастья
Практически левитирую от счастья

Время было мало, а дел много. Надо было поесть, отмыться после гор и налюбоваться заграничными пейзажами. С монгольской кухней познакомились, попробовав хуушууры (чебуреки), суп из яка и зелёный чай с молоком и обжаренной мукой. А уже сытые отправились изучать достопримечательности. Ветер заставлял нас кутаться в пуховики и натягивать шапки поглубже на уши, а в это же время головы гулявших по поселку девочек согревали только яркие разноцветные банты.

По бездорожью, называемому местными неплохой дорогой, съездили в свящённое шаманское место с тринадцатью обо, расположенное на скалистом Хангинском мысе. Там дул ветер такой силы, что были бы мы полегче, полетели перекати-полем в глубь Монголии. На обратной дороге причинили много счастья и радости местным собакам, угостив парой килограммов сала, оставшегося с гор.

-4

По пыльно-желтым полям гуляли лохматые яки, щипая что-то под ногами. По казавшемуся очень тонким и хрупким льду озера нёсся мотоциклист. Именно он вдохновил нас тоже выйти на лед и посмотреть с него, как солнце закуталось в вату огромного облака, немного поворочалось и отключилось до утра, уступив место миллиарду звёзд.

Ближе к ночи мы наконец-то попарились в бане, отмылись, попробовали монгольский алкогольный компотик, называемый облепиховым вином, насладились звенящей тишиной, когда даже собаки не лают, и уснули под треск дров в печке и не замолкающие ни на минуту рассказы ветра..