Началось всё это в далёком 1992 году, когда мне выписали ПОГРЕМУХУ КАСЫМ...
То, что Касым и Касим это одно и то же имя в зависимости от транскрипций и текущего положения современных языков, было очевидно всем. Поэтому посещение Касимова для меня стало обязательным. Но время шло, а попасть туда всё никак не удавалось
И вот спустя 31 год после получения мною моего и поныне актуального прозвища, случился у Костяна на работе отпуск. Соотнесли мы его с графиком работы Артемия, и тут выяснилось, что 21 и 22 мая 2023 года мы можем потратить на дальнюю поездку, в которую давно уже собирались, но всё никак не складывалось. За УЗЛОВЫМ РАШНИКОМ я ездил один, а до этого дальняк был аж осенью, когда в мой день рождения мы с Костяном поехали ловить ПОСЛЕДНЕГО ДЯТЛА.
Полностью посчитанных и готовых к осуществлению покатушек у меня прилеплено на холодильник море, но все они на запад или юго-запад от Москвы, а в нынешних реалиях туда лучше пока не ездить - свинтят за фотографирование мгновенно, и доказывай потом в отделе, что ты не верблюд.
Оставалось поискать что-то на южном или юго-восточном направлениях. Оказалось безальтернативно. Под заранее ясные условия подходила только одна поездка. И это оказался Касимов.
Готового плана не было, поскольку имелось очень много его изначальных вариаций.
Вот тут надо всё пояснить. Сначала было два варианта подброса в Касимов. Либо нас везёт туда на машине Миша, либо мы едем от Щелчка на басе. Далее дизель ра2 или ра1 доставляет нас в Ушинский. От Ушинского снова два варианта: сразу ехать на Рязань и оттуда 119-ым поездом до Москвы или рвануть на восточную границу Рязанской области. То есть в Ушинском мы прыгаем в эльку до Сасово, потом пересадка на эльку в Пичкиряево, где тупик, то есть рельсы в Мордовию и далее есть, но туда ничего не ходит. Поэтому после продолжительного отдыха садимся в ту же эльку, едем обратно до Сасово, пересаживаемся до Рязани, а там резвый впрыг в экспресс до Москвы и вуаля, в 21:00 все уже сидят по домам.
За неделю до поездки отвалился вариант с Мишей: его с работы не отпустили, поэтому в тот момент, когда мы на "Щёлковской" садились в автобус до Касимова, Миша вёз из Тулы в Москву группу китайских туристов.
После этого отпал вариант со 119-ым поездом: нам показалось, что неполноценно выйдет, да и что, второй раз туда же потом за Пичкиряевым таскаться? Раз уж едем, то закроем всё рязанское плечо одним днём. Я сдал заранее выкупленное сидячее купе на поезд номер 119 и купил вместо него три билета на экспресс 7045 Рязань-1 - Москва.
То есть план стал таким. В 20:30 стартуем от Щелчка автобусом 950 Москва - Касимов, там в 2:00 ловим такси до вокзала (15 километров езды), в 4:20 едем на "рашке" в Ушинский, в 6:35 стартуем электричкой на Сасово, 36 минут пересадка, электричка на Пичкиряево, отдых, электричка до Сасово, 42 минуты пересадка до Рязани и экспресс до Москвы. Проще простого.
Накануне поездки я наконец-то нормально выспался. В кои-то веки лёг в 2:30, а проснулся аж в 11:30. И до четырёх постоянно ещё дремал. Да так, что чуть всё не проспал, а ведь надо было бриться, мыться в ледяной воде, так как горячую отключили, собирать рюкзак, забегать в магаз. Но я всё успел, даже сделав крюк к банкомату, чтоб снять наличные, ведь при поездках в глушь необходимо иметь налик, поскольку касс нет, карты не принимают, оплата кондуктору уже в поезде и так дале и тому подобное, включая такси и магазины.
Очень быстро я домчал до метро "Щёлковская", где сделал уже обычную фотку для традиционной загадки "где на фото я". Я есть, меня хорошо видно в отражениях. Ответы пишите в каментах.
Традиция эта пошла с того раза, когда я пытался уехать в Туму всё тем же 950-ым автобусом и в первый раз попал на обновлённый Центральный Автовокзал, о котором потом подробно рассказал в статье про АВТОВОКЗАЛ НА КРЫШЕ.
Табло на первом этаже гласило, что в нашем автобусе о сорока шести местах есть ещё двадцать восемь свободных. Это предвещало поездку в комфорте полулёжа.
Схема автовокзала. Досмотр и кассы располагаются на первом этаже, зал ожидания и посадочные перроны - на шестом.
До сих пор не вкуриваю, нахрена это надо было ИМЕННО ТАК городить... Автобусы с людьми едут по краю ТЦ с шестого на первый под ТАКИМИ углами, что любой отказ тормозов приведёт к страшнейшей трагедии. Как эти ребята обошли все строительные нормы и правила, ума не приложу...
Новая схема сообщения. Такие теперь на всех автовокзалах повесили.
Не успел я как следует расположиться в зале ожидания, как по очереди подгребли сначала Артемий, а потом и Костя. Я раздал парням заранее распечатанные билеты, и мы пошли на посадку. Да-да, распечатанные билеты. Это автостанция МосГорТранса, а значит без распечатанного билета, купленного по и нету, не пустят, электронный вид с мобильника тоже не прокатит, нужна исключительно бумажка. Мотайте на ус, чтоб не нарваться если что.
И вот она - крыша торгового центра, где производится посадка в автобусы.
Наш 950-й уже распахнул свои двери под посадку.
Я купил себе билет сильно заранее на место номер 43 на всякий пожарный. А потом уже Артемий взял через приложение МосМетро (там вышло дешевле всего) билеты 46, 45 и 44, чтоб мы оказались на самых последних задних местах. Туту утверждал, что билеты с местами, Яндекс.Расписания опровергали, мол, места условны и рассадка там по заполнению. Не хотелось в это верить, ведь мы по стародавней традиции собирались занять как раз всю галёрку.
Задняя пятиместная лавка состояла из мест 43-47, четыре из которых были наши. 47-го места нигде в продаже не было, иначе мы бы его выцепили, но на нём уже сидел молодой пацан. Мы сразу же обозначили вслух, что галёрка почти вся наша, а поскольку билет у него был вообще на другое место, он туда сразу же и свалил, даже просить не пришлось.
В общем, через 15 минут, точно по расписанию, ровно в 20:30 мы отчалили. На момент отправления было выкуплено 23 билета из 47 возможных, поэтому всем хватило мест, чтоб один человек ехал на двойном сидении (не считая знакомых, кто ехал плечо в плечо), плюс мы втроём на галёрке.
Свет в салоне был погашен, врубилась вентиляция, народ стал засыпать или втыкать в телефоны. Мы сначала долго общались, а потом, выговорив все темы, Костя и Тёма отправились спать. Я спать не хотел от слова вообще, офигенно отдохнув накануне ночью и в обед.
Ровно через три часа после старта водила заехал в карман у леса в глуши Егорьевского шоссе на перекур и перелив.
Мужчины и женщины разбрелись по тёмному, но благоустроенному лесу по своим малым нуждам, а мы с Артемием вышли потабачить на свежий прохладный воздух, поскольку в автобусе, даже не смотря на работающую вентиляцию, было достаточно душно.
Там же обнаружилась ещё одна симпатичная деталь. На каждой остановке включался не верхний свет, чтоб народ не будить, а синий подножный, чтоб люди спросонья не переломались в темноте. Это было весьма красочно и впечатляюще.
А вот так это выглядело с Костиного мобильника.
Ровно в полночь мы пересекли границу Московской и Рязанской областей. Начался сильнейший ливень, весь автобус спал, кроме меня и одной девушки, которая всю дорогу смотрела какой-то сериал.
Остановились на тарифной остановке в Спас-Клепиках, где вышла одна женщина. В Туме мужики просто вышли покурить, а начиная с Гуся-Железного и до самого конца начались остановки по требованию, поэтому постоянно где-то тормозили и кто-то выходил.
Кстати, насчёт Гуся-Железного. Ещё когда ехали по Люберцам, Артемий спросил: интересно, а почему Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный относительно рядом? Наверное, оба стоят на реке Гусь? Мы с Костей не знали точного ответа, но я решил пошутить: не, это всё РЖД, просто в Гусе-Хрустальном делали стаканы, а в Гусе-Железном - подстаканники...
Дождь кончился... И вот мы уже в Касимове. Я растолкал парней, и ровно в 2:00 мы высадились на конечной.
Честно говоря, площадь перед центральной автостанцией крупного райцентра я себе как-то иначе представлял...
Радовало одно - вокруг были замечены несколько свободных машин такси, а это означало, что самый проблемный, самый подвопросный участок пути можно было считать пройденным.
Но машины такси пользовались спросом, и все, кроме одной, разлетелись кто куда. Как потом выяснилось, все они работали по рации и были заранее заказаны по телефону. Но последний оставшийся сказал, что сейчас отвезёт даму по предзаказу, сопроводив это фразой "тут недалеко, через семь минут вернусь", а потом закинет нас на вокзал за 500 рублей. Ударили по рукам, он уехал, а мы остались на покурить.
500 рублей, 15 километров, в два часа ночи. В Москве на вокзале за такие деньги с тобой даже разговаривать не стали бы...
Вскоре он вернулся, мы погрузились и неспеша поехали. В пути я решил его немного расспросить, почему во всём Касимове нет ни одной метки Яндекс.такси, на что получил исчерпывающую лекцию, что да, было, работали они одно время по приложению, но народ стал работать больше, зарабатывать сильно меньше, и эта фигня не прижилась, поэтому все таксомоторные компании Касимова вернулись к старой схеме: звонишь на городской номер, заказываешь машину, диспетчер вызывает по рации и вот. Поэтому когда мы поехали, он сразу связался с девушкой по рации и сказал "шестнадцатый, везу людей на железнодорожный вокзал", очевидно, чтоб диспетчер знал его местоположение. Старые схемы самые надёжные.
А дальше (по моей просьбе) он рассказал нам о промышленности города, об упадке и обо всё ещё работающих и поныне предприятиях, мы с ним даже вспомнили про три части документального сериала на НТВ "Криминальная Россия", посвящённых их заводу цветных металлов "Бешеное золото". В общем было дико интересно, поэтому расплачиваясь уже на вокзале я немного подкинул ему от себя за интереснейшую экскурсию.
Вокзал Касимов.
Поскольку я Касым, то латиницей пишу свою погремуху как Kasym, но город-таки Касимов, то есть, как бы мне ни хотелось иного, на вывеске было написано Kasimov через "i". И это логично.
На видео выше можно расслышать чудесное пение касимовских соловьёв. До самого отправления в 4:20 мы наслаждались их непередаваемыми трелями и ломовым пеньём.
К нашему неописуемому восторгу у платформы стояла вторая "рашка" 050 из Новомосковска. Мы до поездки не знали, какой подвижной состав нас ждёт, поэтому предполагали ненавистную РА-1, но вот выяснилось, что данный участок обслуживает ТЧ-22, депо Новомосковск, а там в наличии только РА-2 и нет никаких других недоразвитых вонючек.
Ну, и вот то, ради чего всё и затевалось. Касым в Касимове...
Станция Касимов. Вид на север.
Станция Касимов. Вид на юг. И Тёма в клубах дыма своей электронной папироски.
И тут из здания вокзала появилась молодая, хрупкая и очень красивая женщина, спросила, на поезд ли мы. Мы подтвердили. И она вдруг предложила открыть для нас аванс-зал, чтоб мы там погрелись в ожидании отправления через полтора часа. Сказать, что мы охренели, это не сказать вообще ничего, но мгновенно согласились. Она отперла двери, включила свет, и парни загрузились внутрь.
Когда я фоткал вывеску, она подошла ко мне, и я сразу понял зачем. Она, как и все в последнее время сотрудники железной дороги, попросила меня не фотографировать, у них устный приказ начальства про усиление бдительности, я сказал, что я всё это знаю, сто раз уже слышал, но я фоткаю не инфраструктуру, как сказано в приказе, и вообще распоряжение 1315 никто не отменял...
Меня вот это вот всё происходящее каждый раз уже ТАК достало... Вот эта вся игра в псевдо-безопасность, что просто выбешивает, но я сдержался, понимая, что она просто делает свою работу, пообещал больше не фотографировать, сказал, что мне дорога её премия, и мы расстались с улыбками.
А потом я полчаса в здании вокзала бушевал эмоциями, объясняя парням, что террорист или разведчик не будет ничего фотографировать вот так, как это делаю я, на не самый лучший мобильник. У любого натовского спутника картинка из космоса выйдет лучше, чем на камеру моего Самсунга. Но маленьким начальникам нужно выслуживаться перед большими начальниками, заставляя самый низовой персонал заниматься вот этой ерундой, запрещая фотографировать таким как я - простым путешественникам...
Когда я наконец-то угомонился, выпустив весь накопившийся пар, Тёма обратил моё внимания на схему, висящую на стене. Сказать, что это супер-раритет даже сложно понять какого года - это не сказать ничего. Там даже Гавёрдово и Ясаково ещё соединены...
Меж тем рассвело. 4:00. Наша "рашка" распахнула двери.
На момент отправления в поезде находилось восемь человек. Машинист, помощник машиниста, мы и ещё трое местных пассажиров.
Услышав и приняв мольбы милой женщины вокзала Касимов, я решил, что надо как-то сгладить и не нервировать поездную бригаду, вывешиваясь на каждой остановке в двери для фотофиксации, тем более, я не знал их градус вовлечённости в этот "цирк безопасности", а он мог закончится чем угодно, в том числе и отделом по приезде в Ушинский. Поэтому заметив в нашем вагоне практически идеально чистые окна, я решил фоткать через них не бегая в тамбур. Вот пробная фотка.
Качество меня вполне устроило, да и беготни меньше. Пусть будет так.
В 4:20 мы тронулись на юг. Ехали всю дорогу с воздухом, в полном вакууме до самого конца, в нашем хвостовом полувагонье ехали только мы. И без кондукторов. Зайцанули на 189 рублей каждый, но то не наш косяк - была б касса на вокзале или кондуктор в поезде - мы завсегда оплОтим без вопросов.
Сразу скажу, что первое, что бросилось в глаза, это расположение табличек "остановка первого вагона". На каждой остановке мы их стабильно пролетали, а потом по постоянству расстояний мне стало понятно, что воткнуты они были под РА-1, которая тут ходила раньше. А до неё вообще классическая "кукушка" под тепловозом была. В общем, наш маш тормозил на глаз, и каждый раз делал это с блеском, то есть ювелирно точно.
А дальше пошли остановочные пункты с названиями одно краше другого.
Лом. И фотку я решил сделать с ломом посередине.
Чинур был просто в лесу.
Шостье. "Какое-то оно французское" сказал Костян. Но не сошлось, ударение было на первый слог. А так - да, шостьЕ зазвучало бы.
Мышца. В правом нижнем углу вы можете наблюдать отражение Костиного спящего табла.
Шемякино.
Починки.
Илебники.
Чуфистовка.
"Аделино" произнёс автоинформатор. "Сотниково" добавил я вслух. Привет олимпийской чемпионке!
Ореховка. Где и правда вдоль железки сплошняком рос орешник.
Некрасовка.
Я сидел втыкал в пейзажи, а вот Артемий вдруг резко вскочил и сделал крупную фотку электронного указателя, где было написано НЕКРАСОВКА. Я было уже начал его спрашивать, нафига ты это, как тут до меня дошло, что это станция метро в Москве! Я тоже полетел фоткать, но не успел, надпись НЕКРАСОВКА сменилась бегущей строкой "следующая станция Александровка"...
А теперь включайте воображение: выходите вы из метро "Некрасовка" и видите вот это:
А, как вам сюрчик?...
Остановочный пункт Карьера мы проехали мимо со свистом. На что я философски заметил "ну, ребята, вот так мы все дружно пролетели мимо карьеры..." Это очень тонкая шутка. И поржать, и задуматься...
Александровка.
И вот уже мы вышли на главный ход Рязанки, подползая к станции Ушинский...
ЧАСТЬ 2 ТУТ
(с) Касым, 2023