Мозг - очень хрупкий орган. Он состоит из сотен миллиардов нейронных цепей, в каждую из которых входят сотни синапсов. Все эти цепи повреждаются при сотрясениях, травмах или кровоизлияниях. Работа их может также серьезно нарушаться при злоупотреблении некоторыми лекарственными препаратами или просто из-за ускоренного старения нервной системы.
1. Амнезии (нарушения памяти на события). Для переноса следов события в долговременную память требуется от 15 минут до часа. Это время называется периодом консолидации. Если в этот период у человека произойдет, например, сотрясение мозга, то события последних минут, предшествующих сотрясению, могут не запомниться.
Невозможность вспомнить события, предшествующие травме, называется ретроградной амнезией. Как правило, при этом страдает та информация, которая уже закреплена в долговременной памяти. Однако в ряде случаев хронической алкогольной интоксикации или маразма, обусловленного преждевременным старением нервной системы, разрушаются целые блоки памяти, и человек иногда не может даже вспомнить свое имя или способ обращения с таким привычным предметом, как, например, вилка.
Напротив, при антероградной амнезии информация не может переходить из кратковременной памяти в долговременную. Также больные не могут усваивать новую информацию или новые формы поведения. Подобные нарушения тоже могут быть связаны с травмами мозга или сенильными психозами.
2. Агнозии (нарушения восприятия). При агнозиях - нарушениях восприятия - рецепторы не затрагиваются и информация нормально поступает в область мозга, ответственную за ее переработку. Однако вследствие повреждения этой области информация не расшифровывается или расшифровывается плохо.
При зрительной агнозии больной видит то или иное лицо или предмет, но не может его распознать.
При слуховой агнозии выдающийся музыкант, например, может после травмы не узнать мелодию, которую он много раз слышал и играл, однако при чтении партитуры он будет её прекрасно узнавать.
Больные с тактильной агнозией не могут на ощупь с завязанными глазами узнать предметы, которые они раньше много раз держали в руках.
3. Апраксии (нарушения программирования движений). Невозможность выполнять какие-то движения иногда может быть обусловлена повреждением тех зон мозга, где в норме эти движения программируются или координируются. Однако некоторые симптомы позволяют отнести подобную патологию к нарушениям памяти.
При апраксии больные порой не могут осуществлять такие простые действия, как одевание, или же теряют способность правильно общаться с бытовыми предметами.
4. Афазии (расстройства речи). У словесного общения есть две стороны: экспрессивная (передача информации путем устной или письменной речи) и рецептивная (восприятие и расшифровка устной или письменной информации). При любом повреждении нервных центров, ответственных за речевые функции (а тем самым и за механизмы общения), какая-либо из этих функций может существенно нарушаться. У больного может быть нарушено либо произнесение слов (при повреждениях в лобных долях), либо письмо (в теменных долях), либо понимание речи-устной (в височных долях) или письменной (в затылочных долях).
Важно отметить, что в большинстве случаев нарушения возникают при поражении левого полушария.
5. Расстройства активной речи (устной или письменной).
5.1. Нарушения артикуляции (афазия Брока). Если повреждение локализовано в лобной доле в области центра устной речи, то у больных возникают серьезные расстройства, связанные с невозможностью называть буквы или числа и особенно с колоссальными затруднениями при попытках произнести слово, которое они тем не менее хорошо узнают.
5.2. Нарушения письма (аграфии). Практически такое состояние представляет собой апраксию, затрагивающую письменную речь, и выражается в том, что мозг не может "вспомнить", как надо программировать и координировать движение руки при письме. Так бывает при повреждениях в верхней части лобной доли или в задней части теменной доли.
6. Нарушения восприятия речи.
6.1. Расстройства понимания устной речи (афазия Вернике). Они возникают при повреждениях слуховой коры в задних отделах височной доли. При этом больной говорит более менее нормально, если не считать того, что порой он начинает заговариваться, подменять слова или составлять новые слова из различных "кусочков". Главная особенность - то, что больной слышит почти все обращенные к нему слова, однако испытывает неимоверные затруднения в их понимании: он не может правильно расшифровать услышанное.
6.2. Нарушения чтения (алексия). При повреждениях в области зрительной коры (затылочная доля) у некоторых больных возникают затруднения в распознавании букв и слов, хотя они их видят.