Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 10-ой главы Послания к римлянам апостола Павла.
В одиннадцатой главе Савл рассуждает о том, отвернулся ли Бог от евреев. Сначала он говорит, что так же как и в ситуации, описанной ветхозаветным пророком Илией, Господь сохранил для себя только небольшую часть. Причем этот остаток избран не по делам, а исключительно по Божественной благодати:
“Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело” [Рим. 11:5-6].
Павел говорит, что те из евреев, кто не получил благодати, они “преткнулись”, т.е. споткнулись, но не пали совсем. Их падение, породило спасение для язычников, которое, в свою очередь, должно вызвать ревность в евреях:
“Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность” [Рим. 11:11].
Здесь Савл называет себя
“Апостол язычников” [Рим. 11:13]
и утверждает, что ревность к язычникам должна привести к спасению евреев:
“Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?” [Рим. 11:14].
Такая конкурентная история получается.
Павел приводит красивую аллегорию про маслину и ее ветви. Одни отпали или были отрезаны - это не уверовавшие в Христа евреи, а другие привиты от дикой маслины - это крещеные язычники. Первые отрезаны неверием, вторые привились верой:
“Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечён” [Рим. 11:20-22].
Однако, если вера в евреях появится, то Божественной силой они снова прирастут к дереву.
Савл открывает тайну, что часть иудеев не приняла Иисуса до того времени, пока не наберется нужное число язычников, а потом все евреи обязательно спасутся, как предсказано в Ветхозаветных текстах:
“Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся” [Рим. 11:25-26].
Судя по ситуации, сложившейся на сегодняшний день, через 2 тысячи лет после земной жизни Иисуса, все ещё не набралось "полное число" язычников, ставших христианами…
Павел добавляет, что непослушными Богу были все, сначала язычники, потом евреи:
“Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать” [Рим. 11:32].
Вероятно, для Бога важно, чтобы все прошли через непослушание. Согласно данным современной науки, подобным образом формируется “комплекс вины”.
Заканчивается глава размышлением о том, что понять Божественный замысел невозможно:
“О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” [Рим. 11:33].
В следующей публикации нас ждет 12 глава Послания к римлянам апостола Павла.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Цикл по Библии:
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, Послание к римлянам - начало здесь.