Найти в Дзене
aiclub

Краткая история создания искусственного интеллекта: Шоу только начинается!

«Умеет ли компьютер думать?» «А умеет ли подводная лодка плавать?» Приветствую всех читателей! Искусственный интеллект – одна из самых увлекательных тем, которые интригует уже несколько десятилетий. Он неразрывно связан с историей каждого человека, жившего на этой планете. Начиная с момента рождения цивилизации, исследование возможностей машины создавать и использовать знания играло ключевую роль в прогрессе нашего мира. И хотя подобные идеи были высказаны уже в древних греческих мифах, к 21 веку мы смогли сотворить своего рода "гениального лжеца" – искусственный интеллект. Первая попытка создать искусственный интеллект была сделана в 1950 году Аланом Тьюрингом, который написал статью "Вычислительная машина и разум" (Computing Machinery and Intelligence), в которой предложил протестировать человека и машину, чтобы определить, может ли машина быть умным. Однако в то время недостаточные вычислительные мощности и слабость алгоритмов не позволяли решить эту проблему. В середине 20 века

«Умеет ли компьютер думать?»

«А умеет ли подводная лодка плавать?»

Шоу начинается, стиль киберпанк (создано нейросетью Kandinsky 2.1)
Шоу начинается, стиль киберпанк (создано нейросетью Kandinsky 2.1)

Приветствую всех читателей!

Искусственный интеллект – одна из самых увлекательных тем, которые интригует уже несколько десятилетий. Он неразрывно связан с историей каждого человека, жившего на этой планете. Начиная с момента рождения цивилизации, исследование возможностей машины создавать и использовать знания играло ключевую роль в прогрессе нашего мира. И хотя подобные идеи были высказаны уже в древних греческих мифах, к 21 веку мы смогли сотворить своего рода "гениального лжеца" – искусственный интеллект.

кадр из фильма "Игра в имитацию" (2014) Великобритания, США
кадр из фильма "Игра в имитацию" (2014) Великобритания, США

Первая попытка создать искусственный интеллект была сделана в 1950 году Аланом Тьюрингом, который написал статью "Вычислительная машина и разум" (Computing Machinery and Intelligence), в которой предложил протестировать человека и машину, чтобы определить, может ли машина быть умным. Однако в то время недостаточные вычислительные мощности и слабость алгоритмов не позволяли решить эту проблему. В середине 20 века выявилось два главных направления в развитии компьютерной науки: управление и обработка информации. А управление было важнейшим направлением для достижения цели – создание искусственного интеллекта. Именно это направление получило интеграцию с другим важнейшим направлением – искусственным интеллектом.

Джон Маккарти, американский ученый, автор термина «искусственный интеллект»
Джон Маккарти, американский ученый, автор термина «искусственный интеллект»

В 1956 году в Дартмутском центре по искусственному интеллекту проходил семинар, который считается знаковой датой в развитии ИИ. На нем были представлены ключевые компоненты компьютерных систем, которые необходимы для создания искусственного интеллекта, включая методы и возможности машинного обучения. Затем наступил эпохальный момент – создание нейронных сетей. Нейронные сети моделируют биологических нейронов, однако они не ограничиваются физиологическими ограничениями реальных мозгов. Нейронные сети являются программными последовательными соединениями, которые способны обрабатывать данные в режиме реального времени. Существовало множество типов нейронных сетей, и к 90-м годам они стали наиболее популярным способом создания искусственного интеллекта.

  • Одной из революционных вех в создании ИИ стал матч по шахматам между Гарри Каспаровым и компьютером Deep Blue, который прошел в 1997 году в Нью-Йорке. Этот матч стал историческим, так как впервые в истории компьютер смог обыграть чемпиона мира по шахматам.
матч по шахматам между Гарри Каспаровым и компьютером Deep Blue 1997 г.
матч по шахматам между Гарри Каспаровым и компьютером Deep Blue 1997 г.
  • Следующей важной вехой в развитии искусственного интеллекта стала победа суперкомпьютера Watson созданного компанией IBM в викторине Jeopardy! популярном на американском телевидении шоу, в которой участникам необходимо отвечать на вопросы из абсолютно разных областей — точных наук, поп-культуры, истории, литературы и так далее. Watson правильно истолковывал вопросы и быстро находил на них ответы. Суперкомпьютеру удалось обыграть двух сильнейших соперников Кена Дженнингса (абсолютного чемпиона Jeopardy! за всю историю существования шоу) и Брэда Руттера.
викторина Jeopardy! американское телевидение
викторина Jeopardy! американское телевидение
  • Важнейшей вехой в развитии искусственного интеллекта стала победа программы AlphaGo в матчах против Кэ Цзе, Ли Седоля и других сильнейших в мире игроков в го. Всем стало понятно, что у AlphaGo просто нет слабых мест в эту игру, таким образом последняя открытая игра пала под натиском искусственного интеллекта.
AlphaGo (создано в нейросети Kandinsky 2.1)
AlphaGo (создано в нейросети Kandinsky 2.1)

Поскольку Го имеет более высокую сложность, чем шахматы и другие классические игры, AlphaGo использовала несколько инновационных технологий. Например, для оценки текущего положения игры она использовала две нейронные сети: одна для оценки вероятности того, что текущий игрок победит, а другая для оценки наилучшего хода. Эти сети были обучены на большом количестве профессиональных игр, чтобы помочь AlphaGo принимать лучшие решения в игре.

После того, как AlphaGo победила профессионального игрока Го Ли Седоля в 2016 году, компания DeepMind улучшила программу и выпустила новую версию под названием AlphaGo Zero. Она была обучена без использования данных из настоящих игр, а только за счет самостоятельных игр против себя. Как результат, AlphaGo Zero смогла достичь еще более высокого уровня игры в Го.

AlphaGo (создано в нейросети Kandinsky 2.1)
AlphaGo (создано в нейросети Kandinsky 2.1)

В последнее время в мире технологий происходит настоящая революция. Новые технологии, такие как криптовалюты, блокчейн, GPT-3 и GPT-4 уже сегодня активно применяются в различных отраслях жизни человека и могут изменить нашу жизнь навсегда. С их помощью многие проблемы, которые ранее казались неразрешимыми, сегодня успешно решаются. Будущее связано именно с такими технологиями, которые открывают новые возможности для человечества. Но эта тема требует глубокого анализа и изучения, которым мы обязательно займемся в одной из наших будущих статей.

Криптовалюты (создано в нейросети Kandinsky 2.1)
Криптовалюты (создано в нейросети Kandinsky 2.1)

Таким образом, искусственный интеллект стал возможным благодаря постоянному развитию и прогрессу в науке и технологии. Подводя итог, можно сказать, что "подводная лодка" начала всплывать только благодаря уникальным возможностям и прорывам в науке и технологии последних десятилетий и она с каждым годом поднимается все быстрее и быстрее. Так что друзья, самое захватывающее представление, которое когда-либо было в истории человечества начинается! Одни будут запасаться попкорном и наблюдать со стороны, другие смогут активно участвовать в этом шоу.

Добро пожаловать! Шоу только начинается!

Шоу из будущего, (создано нейросетью Kandinsky 2.1)
Шоу из будущего, (создано нейросетью Kandinsky 2.1)