Работа, которая какое-то время была нашей любимой, со временем может стать причиной неудовлетворенности и разочарования.
В итоге мы можем уволиться и кардинально поменять сферу деятельности. Эффект утомления на работе, известный как «выгорание», проявляется все чаще и чаще и влияет как на профессиональную деятельность, так и на самочувствие сотрудников.
Что такое выгорание и как его распознать?
Психологи характеризуют выгорание как эмоциональный синдром истощения, деперсонализацию и низкую работоспособность, которая может возникнуть у тех, кто работает в сфере услуг и не только. Наиболее распространенными симптомами являются: монотонная работа, скука, апатия, снижение эффективности, разочарование и даже ощущение безнадежности.
Жертвами этого явления обычно становятся слишком работоспособные, компетентные, энергичные, добросовестные люди, склонные к идеализму и целеустремленности. Они стремятся что-то изменить или сделать окружающий мир лучше и эффективнее. Мы можем представить таких людей с помощью простой метафоры: когда сотрудник очень активен и занят, он подобен машине с низким уровнем бензина — обычно у него достаточно энергии для выполнения задачи, но в конце концов она тратится впустую и просто останавливается.
Другие авторы сравнивают выгорание с потушенным огнем или погасшей свечой. Если мы немного посмотрим на эту метафору огня, мы увидим, что огонь или пламя, уже зажженные, нуждаются в достаточном количестве ресурсов, чтобы продолжать гореть. Что ж, то же самое происходит и с сотрудниками — те, кто испытывает выгорание, со временем теряют способность вносить свой вклад в работу, ценить свои маленькие успехи и ставить положительную оценку своей работе. Хотя они продолжают работать, их результаты будут довольно повторяющимися, монотонными и непоследовательными. В конце концов, это явление накладывает свой отпечаток на них самих, а также на окружающих. Проще говоря, метафора описывает истощение способности работника оставаться вовлеченным и активным, а также придавать смысл и значимость своей работе.
Компоненты эмоционального выгорания
Эмоциональное истощение подразумевает, что пострадавшие люди чувствуют себя измученными, иссохшими, как физически (мы думаем, что у нас больше нет личных ресурсов), так и эмоционально. У них также есть трудности с концентрацией внимания и выполнением рабочих задач, они менее терпимы к окружающим.
Деперсонализация или отчуждение включает в себя эмоциональное дистанцирование от тех, на кого мы работаем, и, возможно, даже от наших сверстников. Мы реагируем более негативно, проявляя излишнюю резкость или холодность. У нас циничное отношение, что приводит к низкому качеству нашей работы и услуг или даже к увольнению с работы.
Низкая эффективность включает в себя как субъективную, так и объективную составляющую: у нас есть ощущение снижения компетентности, при этом наша производительность также заметно падает. Мы чувствуем это и часто оказываемся не в состоянии выполнить задачи, которые должны выполнить.
Кто более склонен к выгоранию?
Люди, которые много взаимодействуют с клиентами, более склонны к выгоранию: медсестры, врачи, адвокаты по разводам, полицейские, учителя, психологи и консультанты, социальные работники и т. д.
Дополнительный риск дойти до эмоционального выгорания есть у очень амбициозных людей, чьи творческие порывы или получение власти всегда откладывались различными обстоятельствами.
Следовательно, выгоранию способствует возрастающее несоответствие между высокими требованиями профессиональной деятельности, с одной стороны, и ресурсами и удовлетворением, которые она нам приносит, с другой. Чем тяжелее физически и психологически работа, тем выше вероятность выгорания.
В российских больницах эта картина, пожалуй, наиболее очевидна: нехватка персонала, нехватка оборудования, лекарств и материалов, нехватка помещений для работы, прогрессирующая депрофессионализация – все эти факторы приводят к все более выраженному выгоранию медсестер и врачей. Физическая и умственная усталость, цинизм и незаинтересованность становятся видимыми, что приводит к невнимательности, ошибкам, холодному и отстраненному отношению и сомнительному качеству обслуживания.
Как мы можем предотвратить выгорание?
Конечно, основные решения включают снижение нагрузки там, где она чрезмерна, за счет увеличения рабочей силы и выделения материальных ресурсов. Однако, мы сосредоточимся на психологических вмешательствах.
Здоровая практика на рабочем месте, которую мы можем легко внедрить в большинстве организаций, состоит в том, чтобы делать небольшие перерывы для перезарядки "наших батареек". Эти небольшие перерывы могут длиться от нескольких секунд до нескольких минут и включать в себя любую деятельность, которая доставляет нам удовольствие — прочитать несколько страниц книги, прогуляться, встать из-за стола и приготовить чашку кофе, немного потянуться на диване в офисе и т.д. Все это является частью деятельности, которую мы можем выполнять в офисе, повышая производительность и концентрацию. В то же время короткие перерывы могут уменьшить стресс, усталость, беспокойство и сотворить чудеса со здоровьем.
Также нам необходимо осознавать свои собственные желания и потребности, что, вероятно, является лучшим способом борьбы с этим переломным моментом, но, к сожалению, у «захваченных» работой людей редко бывает достаточно времени, чтобы остановиться и проанализировать результаты своих непрерывных усилий.
Другим способом борьбы с этим явлением является чередование задач на работе.
В конце концов, все выигрывают, если узнают свои пределы и научатся говорить «нет». А празднование успехов и наслаждение радостями становятся способами перезарядки "наших батареек", которые в сочетании с периодами отдыха могут дать нам необходимые ресурсы, чтобы продолжать конструктивно и позитивно вносить свой вклад в общество и нашу профессию.