Как-то знакомая меня спросила, почему ее родственница, которой около 40 лет, ведет себя как ребенок: обижается по пустякам, считает что ей все должны и выпрашивает в своей жизни практически все.
Знакомой хотелось знать, почему родственница так поступает, и что с этим делать.
Я сказала, что особо с этим ничего не сделаешь, только разрешить человеку быть таким, какой он есть, потому что не все и не всегда можно решить просто обычным разговором.
Ведь причина может быть не одна,например, у человека какие-то душевные травмы, и ему бы, по-хорошему, обратиться к специалисту. Но к специалисту он не хочет, а вот довести до белого каления родню...почему бы и да!
Так вот. Если ты просто хочешь быть рядом с этим человеком и как-то ему помочь, то лучшее, что можно сделать - это принять его таким, какой он есть и просто говорить честно о своих чувствах, которые испытываешь, находясь рядом.
А если касаться темы обиды и обидчивости, то почему люди обижаются?
Потому что они считают, что им должны, то есть они возлагают на какого-либо человека, организацию или общество какие-то свои ожидания, которые не оправдываются. И тогда получается, что "меня обидели" и "я обиделся, потому что не сделали так, как я хотел".
Но зачастую мне никто ничего и не обещал, а я сам это придумал. Еще люди, которые часто обижаются, используют такое выражение как "это несправедливо" или "это нечестно".
И вот о справедливости нужно сказать отдельно.
Я считаю, что справедливости не существует как истинной, потому что справедливость всегда оизмеряется только в определенной системе координат.
То, что мое воспитание позволяет делать мне, может быть непозволительно для воспитания другого человека, и тогда для меня с моей точки зрения мои действия будут справедливы, но с точки зрения другого человека - нет. И когда он будет оценивать мои действия, он посчитает это несправедливым и я ему не докажу обратного.
Поэтому я и говорю, что справедливости нет.
Очень наглядным примером субъективной справедливости стал для меня документальный фильм про Эверест. Меня ошеломило в этом фильме то, как у людей меняются моральные нормы. У обычного российского человека там, на высоте, меняется отношение к вопросу жизни и смерти. То, что всегда немыслимо и возмутимо "внизу", становится обыденной необходимостью "вверху". На склонах Эвереста лежат замороженные люди. Они лежат там годами и их никто и не думает убирать. И это обусловленно исключительно суровой реальностью гор. И все проходят мимо, будто так и должно быть.
Если мы сидим дома и слышим такое, мы обязательно возмутимся, что это неправильно и так вообще не должно быть. И мы говорим так, потому что смотрим но из своей системы координат, где есть понятие правильно/неправильно.
Но тот, кто находится на вершине, рассматривает это совсем по-другому,так как там помочь человеку, который замерзает и уже не способен сам уйти, означает смерть обоих.
Самое главное, что эту позицию не понять, когда ты находишься внизу.
Этот факт заставляет задуматься над субъективностью справедливости. Теперь я чаще воздерживаюсь от комментариев спорных ситуаций.