В издании «Холод» вышел материал о том, как и почему санкции работают или не работают в разных странах:
«Абсолютным рекордсменом по частоте использования этого инструмента являются США: известно, что они ответственны за 35% всех санкций, введенных с 1950 по 2019 год. Следом с большим отставанием идут Евросоюз и ООН. <…> Санкции казались гуманным и менее затратным способом достижения внешнеполитических целей в сравнении с военными интервенциями.
<…> Санкции против демократий более эффективны. Политики, имеющие шансы лишиться власти на ближайших выборах, прекрасно понимают, что экономические последствия введенных ограничений не лучшим образом скажутся на их популярности, поэтому зачастую предпочитают пойти навстречу требованиям зарубежных сил.
<…> В ряде недемократических стран попадание под санкции может приводить к росту поддержки властей. В политологии такой эффект называют «объединение вокруг флага». Если режим легитимизирует свое существование, например, борьбой с «развращенным / империалистическим / капиталистическим / прогнившим Западом» или любыми другими коварными внешними врагами, санкции с их стороны служат дополнительным подтверждением того, что граждане годами слышали от телевизионных пропагандистов. <…>
Другая полезная для авторитарного режима стратегия — списать собственные управленческие провалы на воздействие санкций. <…> Не будет лишним сказать и о том, что введение санкций и последующие экономические кризисы создают стимулы для того, чтобы государство начало более активно вмешиваться в экономику. <…> В том случае, если санкции приводят к разорению частных предприятий (или уходу зарубежных компаний из страны), власти чаще всего пытаются сделать так, чтобы их место заняли другие, напрямую связанные с государством компании, и восполнить понесенные населением издержки. Таким образом, санкции вполне могут сделать население авторитарных стран еще более зависимым от режима с экономической точки зрения. <…>
Россия представляет собой наглядную иллюстрацию того, почему эффективность таргетированных санкций тоже далека от идеала. Конечно, российские элиты, в первую очередь крупные бизнесмены, понесли в 2022 году колоссальные потери, причем не только финансовые, но и репутационные. <…> Однако проблема состоит в том, что бизнес уже давно не оказывает определяющего влияния на российскую политику <…>: принятие ключевых решений зависит от воли отдельно взятого человека, а окружение автократа по большей части обладает лишь правом совещательного голоса».