Найти тему
Канал GekataSova

Библия о гаданиях

В Библии часто встречаются примеры, когда царь или пророк вопрошает к божеству. Так, посредством гадательной системы за ответом к богу обращались Саул и Давид.

После того, как вопрошающий задавал вопрос, он получал ответ в виде выпавшего жребия. Судя по всему, в случае с Саулом и Давидом жребий давал ответ: "да-нет". В Библии же полученный при помощи жребия ответ приводится как прямая речь самого бога: "и сказал Господь: придет".

Рассмотрим несколько примеров из Библии. Когда Давиду потребовалось узнать придет ли Саул в город Кеиль, и предадут ли его жители города в руки Саула, он просит принести ему ефод первосвященника, и вопрошает к богу.

Когда узнал Давид, что Саул задумал против него злое, сказал священнику Авиафару: принеси ефод. И сказал Давид: Господи Боже Израилев! раб Твой услышал, что Саул хочет прийти в Кеиль, разорить город ради меня. Предадут ли меня жители Кеиля в руки его? И придет ли сюда Саул, как слышал раб Твой? Господи Боже Израилев! открой рабу Твоему.
И сказал Господь: придет.
И сказал Давид: предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула?
И сказал Господь: предадут. (1-я Цар.23:9-12)
Хошен Первосвященника с 12-ю камнями и буквами иврита
Хошен Первосвященника с 12-ю камнями и буквами иврита

Царь Саул, пытаясь определить, кто нарушил заклятие не вкушать пищи, пока не будет повержен враг израилев, также прибегает к гадательной системе:

И сказал Саул: пойдём в погоню за Филистимлянами ночью и оберём их до рассвета и не оставим у них ни одного человека. И сказали: делай всё, что хорошо в глазах твоих. Священник же сказал: приступим здесь к Богу. (1-я Царств, 14:36)

Выражение "приступим здесь к Богу" следует понимать, как приступим к прорицанию или гаданию.

И вопросил Саул Бога: идти ли мне в погоню за Филистимлянами? предашь ли их в руки Израиля? Но Он не отвечал ему в тот день.
Тогда сказал Саул: пусть подойдут сюда все начальники народа и разведают и узнают, на ком грех ныне?
ибо, — жив Господь, спасший Израиля, — если окажется и на Ионафане, сыне моём, то и он умрёт непременно. Но никто не отвечал ему из всего народа.
И сказал Саул всем Израильтянам: станьте вы по одну сторону, а я и сын мой Ионафан станем по другую сторону. И отвечал народ Саулу: делай, что хорошо в глазах твоих.
И сказал Саул: Господи, Боже Израилев! дай знамение. И уличены были Ионафан и Саул, а народ вышел правым.
Тогда сказал Саул: бросьте жребий между мною и Ионафаном, сыном моим, и пал жребий на Ионафана. (1-я Царств, 14:37-42)

Как видим из текста Библии, Саул при помощи жребия определил, что нарушил заклятие его сын Ионафан.

Как известно, жрецы северных культов широко применяли такие мантические системы как руны и огам. До нас дошли многочисленные изображения рун, начертанные на камнях. Библия повествует о том, что некое подобие мантической системы существовало и у жрецов (священников, пророков) израильского народа. Жребий, который использовался при вопрошании божества, назывался Урим и Туммим.

Впервые Урим и Туммим упоминаются в Книге Исход в главе 28-й, где описывается облачение первосвященника.

На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним. (Исх.28:30)

Не известно из чего и каким образом изготавливались Урим и Туммим. Предположительно это были два куска пергамента, на котором были начерчены буквы иврита. Устанавливались они в некий четырёхугольный наперсник ефода первосвященника. В этом четырехугольнике, называемом хошен, были инкрустированы 12-ть драгоценных камней, располагающихся в три ряда по четыре камня в каждом; в нем то и были спрятаны Урим и Туммим.

Ритуальное облачение первосвященника
Ритуальное облачение первосвященника

После смерти пророка Самуила, гадательная система у Саула перестала работать; через сны и пророков бог так же не отвечал Саулу, что вынудило его идти к аэндорсокй волшебнице, и вызывать дух Самуила.

И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков. (1Цар.28:6)

К Урим и Туммим обращались по значимым вопросам, например, стоит ли начинать войну, удастся ли одержать победу, а также при решении судебных вопросов. Примеры таких совещаний с богом перед сражением, посредством мантической системы встречаются и в Книге Судей.

Они сказали ему: вопроси Бога, чтобы знать нам, успешен ли будет путь наш, в который мы идём.
Священник сказал им: идите с миром; пред Господом путь ваш, в который вы идёте. (Судьи, 18:5-6)
И встали и пошли в дом Божий, и вопрошали Бога и сказали сыны Израилевы: кто из нас прежде пойдёт на войну с сынами Вениамина? И сказал Господь: Иуда пойдёт впереди. (Судьи, 20:18)
-3

Для того, чтобы получить ответы через урим и туммим, вопрошающий приходил к первосвященнику. Первосвященник обращал взор к Ковчегу Завета , а задающий вопросы, стоя позади него, тихим голосом задавал свой вопрос. Глядя на буквы, светившиеся на хошене, священник собирал их в слова и говорил полученный ответ вопрошающему.

В настоящее время гадательная практика посредством Урим и Туммим утрачена «доколе не восстанет священник с урим и туммим» (Езд. 2:63).