Найти в Дзене
Поликсена Торопецкая

Самая трогательная и ностальгическая заброшка Еревана. Я посмотрела и прослезилась

Оглавление

Когда мы туда шли, меня не оставляло ощущение того, что я попала в фильм: сначала во второй о Юрском периоде, где ищут пропавших и все время натыкаются на какие-то объекты из прошлого, а потом уж, когда мы набрели на крутой спуск вниз, в ущелье, повеяло «Веселыми ребятами» - спускались по лестнице с крашеными широкими бетонными перилами и пузатенькими балясинами – всё, как в советских санаториях.

Листайте:

Только краска облупилась и балясин кое-где недоставало, а мы всё шли и шли.

Пока не увидели шпиль, и тут меня осенило: железнодорожный вокзал, очень похожий на настоящий ереванский (а тот, в свою очередь, на московский Северный речной вокзал, только маленький.

фото автора
фото автора

Это было то, что осталось от знаменитой ереванской Детской железной дороги.

Справка:

узкоколейная детская железная дорога в Ереване, пролегающая в Разданском ущелье, была открыта 9 июня 1937 года. Она была построена для того, чтобы заинтересовать детей работой на железной дороге, ведь в самом деле, в те годы взрослым был только машинист, а остальные функции железнодорожников выполнялись детьми.

В день открытия в путь отправился поезд, состоявший из паровоза 159-434, подаренного комсомольцами Ворошиловградского паровозостроительного завода, и трёх самодельных открытых пассажирских вагонов.

В марте 1959 года ДЖД получила два пассажирских вагона, а в 1971 году на смену паровозу пришел тепловоз.

Так вот, станция, на которую мы набрели, называется Айреник (Родина) и это - главная станция дороги. Помимо нее есть еще две, но их павильончики, тоже сильно пострадавшие от времени и добрых людей, напоминают скорее изувеченные автобусные остановки.

Листайте:

Здесь же здание вокзала выстроено на полном серьезе, из туфа, с витражами и люстрами, беседками и верандами.

Как же было грустно смотреть на то, что когда-то создавалось трудом многих энтузиастов, а потом приносило радость стольким детям.

Обветшавший вокзал с клочьями висящей краски, отломанные ступени, разбитые стекла – вот что мы увидели, попав сюда.

Дальше было еще грустнее: пройдя здание вокзала насквозь, мы набрели на печально замершие на рельсах вагоны во главе с тепловозом.

Листайте:

Чуть подальше спал вечным сном и паровоз 1937 года рождения, и еще несколько вагонов совсем уж в плохом состоянии – изломанные, изрисованные, они всем своим видом свидетельствовали о перемене времен.

Прямо как у Ольги Берггольц - "Здесь шумел когда-то детский лагерь / На веселых ситцевых полях..."

Листайте:

И вся эта картинка разворачивалась на фоне изумительной молодой весенней природы, пышных, уже зеленых крон старых деревьев, помнивших, конечно, иные времена.

Внизу шумела река Раздан, через которую кое-где были перекинуты висячие мостики, на камнях, на оборудованных площадках расположились с пикниками ереванцы, настойчиво пахла акация и уходили куда-то вдаль рельсы, заботливо уложенные почти девяносто лет назад теми, кто верил, что дорога будет служить долгие годы.

Листайте:

Удивительно щемящее чувство вызвала у меня эта прогулка. Прелесть природы по контрасту с равнодушием человека, не сумевшего хотя бы сохранить то, что уже построено до него, - вот что, пожалуй, было определяющим в моих впечатлениях от этого места.

Листайте:

И все же, я бы вернулась сюда – уж больно удивителен этот оазис посреди мегаполиса, здесь, благодаря ущелью и реке свой, особенный микроклимат.

Мы были здесь в свой последний ереванский день, жаркий и солнечный, и парк был поистине спасением: прохлада, притененная дорожка вдоль рельсов, возможность спуститься к воде, истинно лесная тишина совершенно отключали от звуков мегаполиса и ощущения того, что ты находишься в его центре.

Мы прошли вдоль всей дороги – это порядка двух километров – и вышли из ущелья по мостику в районе Разданского акведука, откуда нас и забрало такси.

Листайте:

Совет:

мы долго расспрашивали, как лучше спуститься в ущелье. По-моему, путь, выбранный нами, оказался оптимальным: мы шли из центра города через Кондский тоннель – это было легко физически и прохладно (сами понимаете, тоннель).

Сразу после тоннеля начинается парк имени Абовяна, старый, зеленый, тенистый, а уж из него, не ошибившись, можно попасть и к детской дороге.

Еще о поездке в Армению читайте здесь:

Четыре возраста Еревана: как «глиняный горшок» соседствует с европейским щеголем

Не понимаю, почему Ереван до сих пор не туристическая Мекка – здесь есть всё, что нужно для полного счастья туриста

Чем грозит поездка на Севан а мае: ожидания и разочарования. Но не во всём