Найти в Дзене
БИЗНЕС Online

«Как никогда актуальный автор»: Евгения Миронова в Казани ждет «Горький татарин»

Оглавление

Одним из мест проведения фестиваля «Горький+» станет Федоровский бугор, где будущий писатель пытался покончить с собой

С 2 по 4 июня в Казани случится фестиваль искусств «Горький+», в рамках которого пройдет около 70 различных событий на различных локациях, включая мероприятия на открытом воздухе. Столица Татарстана — одна из трех точек форума, арт-директором которого стал народный артист России Евгений Миронов. Сегодня «Горький+» презентовали на пресс-конференции в ТАСС. О том, как сам худрук столичного Театра Наций объяснил свой интерес к автору «На дне» и «Песни о Буревестнике», почему в афише фестиваля появилась Казань и что министр культуры РТ ответила на вопрос о бюджетных тратах республики на «Горький+», — в материале «БИЗНЕС Online».

   «У нас тоже есть парк Горького», — хвалилась сегодня министр культуры РТ Ирада Аюпова на презентации фестиваля «Горький+» Фото: «БИЗНЕС Online»
«У нас тоже есть парк Горького», — хвалилась сегодня министр культуры РТ Ирада Аюпова на презентации фестиваля «Горький+» Фото: «БИЗНЕС Online»

Миронов о Горьком в Казани: «Он любил этот город, и у него много связано с Казанью»

«У нас тоже есть парк Горького», — хвалилась министр культуры РТ Ирада Аюпова на презентации фестиваля «Горький+», которая прошла сегодня в столице в формате пресс-конференции на площадке ТАСС.

«БИЗНЕС Online» уже сообщал о появлении в Казани нового фестиваля искусств, художественным руководителем которого стал народный артист России Евгений Миронов. Как оказалось, столица Татарстана стала одним из трех городов, где будет в этом году реализован данный проект: Казань (2–4 июня), Нижний Новгород (6–9 июля) и Москва (11–25 августа).

«Горький сегодня, как мне кажется, как никогда актуальный автор и актуальная личность, — говорил сегодня на встрече с прессой Миронов. — Он возник на достаточно масштабном переломе мироустройства. И сейчас это время тоже диктует… Много вопросов возникает. И, может быть, познакомившись поближе с творчеством Горького, с его личностью, очень трагической фигурой, мы ответим на какие-то вопросы». В прошлом году Миронов и его команда реализовали в Москве фестиваль искусств «Горький в парке Горького», а теперь решили масштабировать его и сменить название на «Горький+».

По словам худрука столичного Театра Наций, по мере знакомства с наследием писателя он узнал, что в стране в его честь были названы не только парки, но и город (ныне Нижний Новгород), самолеты, пароходы. Даже главная улица столицы — Тверская, — как известно, с 1932-го по 1990-й носила имя автора «На дне» и «Песни о Буревестнике». Более того, его произведения до сих пор популярны как в России, так за рубежом. И все это пробудило интерес к анализу личности Горького как творца и человека.

«Тогда мы задумались, как бы мы могли продолжить изучение, поскольку фигура интересная и одним фестивалем не расскажешь. Подумали о том, что есть еще города, важные в жизни и творчестве Горького, — продолжил Миронов. — Это Нижний Новгород, где он родился. И Казань, где прожил четыре года, не поступив в университет. Он любил этот город, и у него много связано с Казанью». По словам народного артиста России, очень здорово, что проект «поддержали чиновники, министерства культуры», лично он поблагодарил и президента РТ Рустама Минниханова. «Это дает нам стимул и другой уровень, чтобы поговорить серьезно. И в Нижнем Новгороде, и в Казани будут созданы проекты именно на основе коллективов этих городов. А сливки интересных спектаклей потом приедут в Москву», — резюмировал Миронов.

«Как часто бывает у больших величин, у всех, кто учился в советское время, школьные программы включали произведения Горького, но потом, когда начался период, когда требовалось все, что было раньше, опошлить и ошельмовать, творчество Горького не то чтобы оказалось забыто, а из него выхолащивались какие-то важные вещи. Время прошло. И большое видится на расстоянии», — отметил руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский, назвав Горького подвижником, в чьем творчестве отразились все перипетии переломного момента отечественной культуры.

  «Горький сегодня, как мне кажется, как никогда актуальный автор и актуальная личность», — говорил сегодня Миронов Фото: nabchelny.ru
«Горький сегодня, как мне кажется, как никогда актуальный автор и актуальная личность», — говорил сегодня Миронов Фото: nabchelny.ru

«Так просто, так тонко и так пронзительно говорит о человеке»

Очевидно, что Татарстан и финансово участвует в проведении «Горький+». Но министр культуры РТ предпочла уйти сегодня от конкретного вопроса о том, сколько республика потратит на проект московских организаторов. «Практически все наши театры ставили спектакли по произведениям Горького самостоятельно в рамках текущей деятельности. Можно я так ограничусь?» — сказала нашему корреспонденту Аюпова.

Сама Ирада Хафизяновна еще до пресс-конференции поделилась своими ожиданиями от фестиваля. «Это будет мультикультурное пространство — просветительское, театральное, музейное — смысл в том, что в рамках данного проекта будет проведено более 70 мероприятий в разных локациях, как на территориях общественных пространств, так и на профессиональных сценических пространствах. Там и театрализация идет, и концерты, и показы мод — все вместе. Это культурные активности мультижанрового формата, которые направлены на то, чтобы привлечь внимание и жителей нашей республики, и гостей к наследию Горького», — сообщила Аюпова.

Кстати, выступая сегодня на пресс-конференции, министр культуры РТ выделила проект «Булки Горького», ярмарку-буфет, которая будет работать 3 и 4 июня в музее Горького и Шаляпина, отсылая нас к непростой жизни юного казанского пекаря, которому было суждено стать большим писателем.

Аюпова также напомнила, что четыре года в нынешней столице Татарстана были испытанием для тогда еще юного Алексея Пешкова, он даже пытался покончить с собой на крутом берегу Казанки — Федоровском бугре. «На его территории сегодня стоит одно из наших самых посещаемых учреждений культуры — Национальная библиотека, — сообщила глава республиканского минкульта. — И на площадке Национальной библиотеки мы тоже проведем большой пул творческих лабораторий». Часть мероприятий пройдет и в селе Красновидово Камско-Устьинского района, где бывал юношей будущий литератор и общественный деятель, а также работает музей Горького.

Напомним, что спектакли, концерты, перформансы с 2 по 4 июня в Казани состоятся на привычных площадках культурных учреждений (ГБКЗ им. Сайдашева, Татгосфилармония им. Тукая и др.), в музейных пространствах (Нацмузей РТ, музей Горького и Шаляпина, музей-усадьба Боратынских и др.), а также на открытом воздухе (парк «Черное озеро», Лядской сад, площадь перед театром им. Камала и др.). Например, на улице Баумана 3 и 4 июня можно будет познакомиться с проектом «Уличные театры им. Горького». Программным директором казанской части «Горький+» стал известный театровед Олег Лоевский, худрук многочисленных театральных лабораторий, не первый год проходящих в Татарстане.

Откроется фестиваль спектаклем «Васса» столичного театра им. Моссовета, который покажут на площадке Татгосфилармонии им. Тукая. А хедлайнером форума должен стать симфоспектакль «Рождение человека» в ГБКЗ 3 июня, где камерный оркестр под управлением знаменитого альтиста Юрия Башмета будет играть музыку Эдварда Грига, а арт-директор фестиваля Миронов и актриса театра и кино Александра Урсуляк под этот аккомпанемент прочтут рассказы Горького. Режиссер спектакля — Марина Брусникина.

«Так просто, так тонко и так пронзительно говорит о человеке, что такое человек», — говорила сегодня об этом спектакле и Горьком на пресс-конференции звезда московского театра им. Пушкина Урсуляк. По ее словам, в спектакле «происходит какая-то магия», что создает атмосферу, после которой зрители выходят с ощущением чистоты.

«Горький татарин» — это постановка, рожденная от боли»

На казанском «Горький+» представят как прошлогодние замыслы, реализованные еще в 2022-м в Москве, так и совсем новые проекты. Это можно увидеть на примере работ, которые покажут в столице РТ главные режиссеры двух республиканских театров — Казанского ТЮЗа Радион Букаев и ТГТДиК им. Тинчурина Туфан Имамутдинов.

С 2 по 4 июня в Лядском саду будут показывать спектакль-бродилку Букаева, название которого отсылает к рассказу Горького «Старуха Изергиль». «Спектакль „Изергиль“ создан в формате променада. Он появился в прошлом году и был приурочен к фестивалю в парке имени Горького в Москве, где мы занимали одну из маленьких локаций, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Букаев. — Мы ходили по пространству парка Горького, там есть памятник писателю, который был одной из наших точек. Это променад примерно на 25 зрителей. В нем участвует автоприцеп, оборудованный нами специально для спектакля. Он же, собственно, является и сценической площадкой. В спектакле заняты два актера и одна актриса, они все из разных московских театров».

По словам Букаева, для него было неожиданностью, что теперь «Изергиль» покажут и в Казани: «Мы с организаторами посмотрели локации и выбрали Лядской сад. Даже заказали бюст Горького, потому что он необходим для спектакля. В Казань приедут те же самые актеры, что играли год назад в Москве. Я знаю, что в июле „Изергиль“ покажут и в Нижнем Новгороде».

   Интригует и проект Имамутдинова, который также с 2 по 4 июня можно будет увидеть в театре им. Тинчурина Фото: «БИЗНЕС Online»
Интригует и проект Имамутдинова, который также с 2 по 4 июня можно будет увидеть в театре им. Тинчурина Фото: «БИЗНЕС Online»

Интригует и проект Имамутдинова, который также с 2 по 4 июня можно будет увидеть на сцене театральной площадки MOÑ. Творческое объединение «Алиф» здесь представит спектакль «Горький татарин», основанный на монологах татарина-крючника из пьесы «На дне». В роли татарина выступит актер, режиссер Ильнур Гарифуллин.

«Сознание татар очень дробленое: мы делимся на казанских, уфимских, мишарей, тептярей, касимовских, сергачских и других татар, — напомнил нашему корреспонденту Имамутдинов. — Государственность татар также раздробилась на несколько ханств: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское и так далее. То ли мы сами раздробились, то ли нас раздробили — на удивление нам самим появляются другие подэтносы татарского народа. Последний пример — выделение в отдельный народ сибирских татар. Поэтому мы взяли тексты татарина из пьесы „На дне“ Горького — только его тексты — и сделали из них монолог. С одной стороны, у нас получился такой своеобразный, казалось бы, несвязный монолог. С другой — он перемежается с рефлексивными текстами Дины Сафиной (лауреата „Золотой маски“прим. ред.), которые она пишет на основе текстов Горького специально для фестиваля».

По словам главрежа Тинчуринского театра, татары, словно крючник из пьесы Горького, «подсаживают сами себя на разные наживки и крюки», которые удерживают народ в тот или иной период истории. «Мы будто существуем от одного крюка к другому. В спектакле мы пытаемся собрать национальное осознание одного татарина. Это такое своеобразное хирургическое вмешательство в подсознание татар. А любое хирургическое вмешательство связано со словами „боль“, „больно“. „Горький татарин“ — это постановка, рожденная от боли», — резюмирует Имамутдинов.

  Нияз Игламов: «Я жду всегда какой-то обмен энергией, творческим опытом между режиссерами, казанскими актерами. Каких-то интересных коллабораций, совместных проектов для работы в будущем» Фото: «БИЗНЕС Online»
Нияз Игламов: «Я жду всегда какой-то обмен энергией, творческим опытом между режиссерами, казанскими актерами. Каких-то интересных коллабораций, совместных проектов для работы в будущем» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Небольшая недоработка идет по татарским персоналиям, я так считаю»

Эксперты «БИЗНЕС Online» поделились своими ожиданиями от будущего фестиваля.

«Я жду всегда какой-то обмен энергией, творческим опытом между режиссерами, казанскими актерами. Каких-то интересных коллабораций, совместных проектов для работы в будущем», — сказал «БИЗНЕС Online» театральный критик Нияз Игламов.

«Рада, что в Казани появляется новый фестиваль, что вспомнили о Горьком, потому что длительное время он был почти забыт. И все-таки Казань связана с именем Горького. Открываются новые пласты истории, и хотелось бы новых мероприятий, чтобы вызвать интерес к его текстам, — говорит литературовед, доцент КФУ Милеуша Хабутдинова. — Потому что уже давно горьковские произведения не появлялись на сцене местных театров, хотя в свое время была очень интересная постановка Рашида Загидуллина „На дне“. Задача фестиваля прежде всего — это заинтересовать и расширить круг читателей Горького, познакомить с его биографией, естественно, раскрыть его связь с нашим регионом. Но хотелось бы, что это не превратилось только в подготовку каких-то там футболок, закладок. Меня интересует прежде всего интеллектуальный уровень мероприятия».

  Милеуша Хабутдинова: «Рада, что в Казани появляется новый фестиваль, что вспомнили о Горьком, потому что длительное время он был почти забыт. И все-таки Казань связана с именем Горького» Фото: «БИЗНЕС Online»
Милеуша Хабутдинова: «Рада, что в Казани появляется новый фестиваль, что вспомнили о Горьком, потому что длительное время он был почти забыт. И все-таки Казань связана с именем Горького» Фото: «БИЗНЕС Online»

Повод ли это задуматься и о том, чтобы проводить подобные масштабные «именные» фестивали, посвященные местным выдающимся деятелям культуры?

«Мы уже проводим такие фестивали: „Аксенов-фест“, „Кутуй-фест“. Здесь небольшая недоработка идет по татарским персоналиям, я так считаю. Но не думаю, что это должен быть фестиваль Тукая, он и так у нас везде. В то же время есть немало достойных фигур мирового уровня, которые могли бы вот так репрезентировать республику», — считает Игламов.

«Такие инициативы постоянно возникают, но, к сожалению, все упирается в бюджет. Надеюсь, минкульт и городская администрация заискрятся. Конечно же, такие фестивали проводить надо! — продолжает Хабутдинова. — Художественное слово надо возвращать, а город наполнять интересными личностями, биографиями и художественными текстами. Я татарка, но, Аллага шокер, когда я прочитала объявление о фестивале „Горький+“, то искренне порадовалась, что в нашем скудном культурном бюджете нашлись деньги для прославления такого писателя».

Нурия Фатхуллина, Дарья Казакова, София Емельянова