Найти в Дзене

Рождение Арабского халифата

Первые три десятилетия существования Арабского хали­фата по смерти его основателя Мухаммеда оказались омрачены тре­ниями его пре­емников, достигших кульминации в середине VII столетия. Прав­ление так назы­ваемых “четырёх праведных хали­фов” – Абу Бекра, Омара, Османа и Али было вре­менем становле­ния ислама и рас­пространения мусуль­манской экспан­сии за пре­делы Аравийского полуострова, однако ус­пехи араб­ского оружия в отно­шении Ви­зантийской империи и Сасанид­ского Ирана сочета­лись с социаль­ной нестабильностью вновь образованного сообще­ства, которая в итоге при­вела к граждан­ской войне и трансформа­ции выборного халифата в династи­че­ский халифат Омейядов. Позиции ислама, завоеванные при Мухаммеде, оказались под угрозой в ре­зультате восстания 632–633 гг., которое было подав­лено Абу Бекром, из­бранным против своей воли духовным и свет­ским ли­дером мусуль­манской общины и принявшим титул халифа. По инициативе Абу Бе­кра были начаты войны с Визан­тией и Ира­ном, результатом ко

Первые три десятилетия существования Арабского хали­фата по смерти его основателя Мухаммеда оказались омрачены тре­ниями его пре­емников, достигших кульминации в середине VII столетия. Прав­ление так назы­ваемых “четырёх праведных хали­фов” – Абу Бекра, Омара, Османа и Али было вре­менем становле­ния ислама и рас­пространения мусуль­манской экспан­сии за пре­делы Аравийского полуострова, однако ус­пехи араб­ского оружия в отно­шении Ви­зантийской империи и Сасанид­ского Ирана сочета­лись с социаль­ной нестабильностью вновь образованного сообще­ства, которая в итоге при­вела к граждан­ской войне и трансформа­ции выборного халифата в династи­че­ский халифат Омейядов.

Позиции ислама, завоеванные при Мухаммеде, оказались под угрозой в ре­зультате восстания 632–633 гг., которое было подав­лено Абу Бекром, из­бранным против своей воли духовным и свет­ским ли­дером мусуль­манской общины и принявшим титул халифа. По инициативе Абу Бе­кра были начаты войны с Визан­тией и Ира­ном, результатом которых уже при его преемнике Омаре, пришед­шем к власти в 634 г., стало за­воевание терито­рии Палестины, Си­рии и Египта, а несколько позже – Средней Азии и Ирана. Этот процесс сопровождался перераспределе­нием земельного фонда: большая часть земель была объявлена госу­дарственной собствен­ностью, а обрабатывавшие их кре­стьяне стали наследственными арендато­рами, облагавшимися позе­мельным нало­гом.

Таким образом, исповедавшая ислам курайшитская торго­вая элита быв­шая двигателем экспансии, постепенно при­обретала об­лик фео­дальной ари­стократии: сыновья Абу Бекра и Омара стали круп­нейшими землевла­дель­цами Ирака, а влиятель­ный дом Омей­ядов приобрел владения в Сирии и Хо­расане. Тер­риториальное расши­рение Халифата во многом способствовало процессу децен­трали­зации, поскольку на окраинах власть ха­лифа находив­шегося в Медине, как правило, была номиналь­ной.

Первым симптомом усиления социальных противоречий стало убий­ство ха­лифа Омара, совершенное на пороге мечети 7 ноября 644 года рабом – персом-христианином по имени Феруз (по дру­гим сведе­ниям – Абу Лулуа), который принес жалобу на вымо­га­тельства наместника Басры Мугира ибн Шуба, однако не полу­чил удовле­творения. Избранный его преемником Ос­ман из дома Омей­ядов нашел политического соперника в лице Али (оба были же­наты на дочерях Мухаммеда); между ними появилась если не вра­ждеб­ность, то по крайней мере, взаимная непри­язнь. Еще при жизни Османа один из египетских адептов ислама Аб­даллах ибн Саба объявил Али живым во­площением божества.

Поведение Османа представляло резкий контраст с нра­вами предшест­венни­ков: в отличие от Абу Бекра, который бу­дучи хали­фом про­должал пасти овец и торговать на базаре, и Омара, прие­хавшего принимать ка­питу­ляцию Иерусалима в 637 году на рыжем верб­люде, он использовал свое по­ложение для личного обогаще­ния и находился под влиянием родственников, которых назначал на вренные и административные должности. Его меро­приятия по возведению первой каменной мечети (649–650 гг.) и унификации списков Корана, определявшего не только рели­гиозные, но и пра­вовые нормы, вызвало резкое недоволь­ство.

Последнее решение, принятое в 653 году оказалось для преста­релого ха­лифа роковым. Коран существовал в разных ре­дакциях, состав­ленных спод­вижниками Мухаммеда, каждая из ко­торых пользова­лась авторитетом у той или иной части му­сульман­ской общины. Во избежание догмати­ческих споров Ос­ман объявил канониче­ским один из мединских спи­сков, состав­лен­ный Зейром ибн Саби­том, который был разделен на 114 сур, и распорядился уничто­жить остальные. Это решение привело к формированию оп­пози­ции, поддержанной Али и сыном Абу Бе­кра Му­хаммедом, воз­гла­вившим в 656 году поход на Ме­дину, участники кото­рого на­стаи­вали на отказе от политики непо­тизма. Хотя были даны со­от­вет­ствующие обещания, племянник Османа Мерван распорядился тайно арестовать руководителей восстания; после того как Осман отка­зался отречься от власти, его резиденция была блокирована и через 40 дней (по другим сведениям – через 10 недель) взята штурмом, в ре­зуль­тате кото­рого халиф был убит за чтением Ко­рана.Али, ставший его преемником, оставил без наказания уча­стни­ков этого “го­сударственного переворота”, что побудило Омейядов обвинить его в сго­воре с убийцами. Власть нового ха­лифа была признана в Египте, Ираке и Йемене, однако он столк­нулся с оппозицией на территории Аравии.

Муавия ибн Абу Суфьян, занимавший с 639 года пост наме­стника Си­рии и Пале­стины выступил мстителем за погибшего род­ствен­ника. В августе 656 года, когда разрыв с Муавией сде­лался оче­видным, Али стал гото­виться к войне. Община на тер­ритории Аравийского полуост­рова рас­кололась: так новоизбран­ного ха­лифа поддержало на­селение Куфы, куда в январе 657 года была перене­сена его рези­денция; население Мекки напро­тив оказалось в оп­по­зиции, во главе которой встала одна из жён Мухаммеда – Айша. По ее инициативе был организован поход на Басру, где были пере­биты все участ­ники убийства Османа. В де­кабре 656 года здесь произошло столкновение с войсками Али, кото­рому удалось на­нести поражение инсургентам.

В апреле 657 года он выступил в поход на Сирию, возле Ракка перепра­вился через Евфрат и встретился с Муавией непо­да­лёку от селе­ния Сиффин, где обе армии простояли около ме­сяца. Битва нача­лась только 19 июня и продолжалась 9 дней с пе­рерывами на ночь и для молитв. 27 июня успех на­чал скло­няться на сторону Али, но к тому времени оба войска были измо­таны до такой степени, что находились на грани фи­зиче­ского истощения. Ко­гда Муавия предложил заключить мир, войны сразу перестали сражаться – все ждали ответа Али. После долгих пре­реканий при­шли к соглаше­нию, что решение спора будет передано тре­тейским судъям. И Муавия и Али обещали им подчиниться, какое бы по­становление они не приняли.

С военной точки зрения Сиффинская битва кончилась вни­чью, но в по­лити­ческом смысле она была явно проиграна Али, ибо подписа­нием дого­вора он поставил под сомнение свое право на халифат, так как благо­даря этому, Муавия, до сих пор рас­сматри­вавшийся как мятежник, встал в один ряд со своим со­перником. Из-за этого в рядах сторонников Али произошел рас­кол: при под­ходе к Куфе значительная часть войска, насчиты­вавшая от 8 до 12 тысяч чело­век, отделилась и на совете в селе­нии ал-Харура ре­шила по­сле победы над Муавией избрать но­вого ха­лифа. Эта груп­пировка сначала получила название хару­ритов, в даль­нейшем за их после­дователями закрепи­лось наиме­нование хариджитов: “вос­став­ших”.

Спустя несколько лет они образовали новое направле­ние в исламе, идеология которого предусматри­вала принцип вы­борно­сти хали­фата. Али стоило не­малого труда уговорить их вер­нуться в Куфу, однако разногла­сия между ними так и не были оконча­тельно пре­одолены, что позднее по­служило причиной его гибели.

В январе 658 года двое арбитров, представлявших инте­ресы Муавии и Али, встретились в Думат-ал-Джандал, где долго сове­щались, но не смогли придти к какому-либо согласованному реше­нию. В марте переговоры были прерваны и военные дейст­вия во­зобнови­лись. Известие о провале перегово­ров всколых­нуло пар­тию ха­риджитов, которые избрали своим предводителем Абдал­лаха ибн Вахба ар-Расиби и решили начать от­крытую борьбу про­тив ха­лифа, передавшего на людской суд дело, пре­допределенное Алла­хом.

Обладая большим численным перевесом, в июле 658 года Али одержал по­беду и предал мятежников поголовному истреб­лению, однако после по­боища в ан-Нахраване наиболее ярые за­щитники его прав сделались за­кля­тыми его врагами, а часть из них пере­метнулась на сторону Муавии. Один из его сподвижни­ков, Амир ибн ал-Ас совершил вторжение в Египет и овладел этой важной провинцией. Сразу после этого началось отпадение персидских областей. Али так и не удалось собрать войско для похода в Си­рию и в июне 659 года Муавия, официально приняв­ший титул ха­лифа в Иерусалиме, пере­шел в наступление – его отряды стали со­вершать нападения на Ирак, которые Али отра­жал с большим тру­дом.

В ноябре 660 года он отправил в Аравию отряд под коман­до­ванием Бусра ибн Арта, который без боя овладел Мединой и Мек­кой, вторгся в Йе­мен и заставил его население присягнуть Муавии. Хотя Али через не­которое время удалось вернуть Мекку, этот эпи­зод еще больше подо­равл его автори­тет.

Для того, чтобы положить конец гражданской войне, харид­житы, оди­наково ненавидившие обоих претендентов, постано­вили убить их: покуше­ние на Муавию, совершенное в мечети, оказалось неудач­ным; покушение на Али, напротив, увенчалось успехом. 22 января 661 года трое заго­ворщиков во главе с Ибн Мулджамом спрята­лись в мечети Куфы, когда Али провозгласил призыв к мо­литве и вошел внутрь здания, они набро­сились на него и нанесли не­сколько тяжелых ран, от которых вечером 23 января халиф скон­чался.

После смерти Али его сторонники провозгласили халифом его сына Хасана, который собрал около 30 тысяч человек. В мае 661 года Муавия дви­нулся на Куфу. Хасан, собрав под свои зна­мена около тридцати тысяч чело­век, выступил навстречу врагу, но в Себате его люди взбунтова­лись, а спод­вижники большей частью разо­шлись.

Муавия воспользовался ситуацией, подкупив одного из полководцев Хасана, Убайдаллаха ибн Аббаса, который, получив 500 тысяч дирхемов, увел с собой около восьми тысяч человек. После этого Хасан был вынужден отказаться от претензий на ха­лифат в обмен на компенсацию в 5 мил­лионов дирхемов и право считаться на­следником халифа. Когда в 669 году он умер, Муа­вия провозгла­сил соправителем и наследником сво­его сына Язида.

Омейяды, сделавшие политическим центром халифата Да­маск, стреми­лись опереться не на всю арабскую знать, а на срав­нительно уз­кую группу своих сторонииков; что вызвало не­доволь­ство широ­ких слоев кочевого насе­ления Аравии. В 680 году при­верженцы династии Али, получив­шие название шиитов предпри­няли по­пытку поднять восстание в Ираке, объединив­шись вокруг одного из его сыновей – имама Хусейна, который был убит в битве при Кербеле. Тогда же началось крупное вос­стание в Аравии, про­дол­жав­шееся до 692 года, в котором при­няла участие мединская и мекканская знать, ранее игравшая видную поли­тическую роль, но теперь отстраненная от вла­сти.

Раскол ислама на оппозиционные друг другу течения вскоре после смерти его основателя Мухаммеда являлся явлением закономер­ным, так как вокруг пророка в последние годы его жизни группи­ровались не только сред­несостоятельные, но и имущественно обеспеченные элементы, ко­торые рано или поздно должны были захватить власть. Во главе этих элементов оказа­лись мекканские Омейяды, которые не принадлежали к числу первых после­довате­лей религии, но смогли закрепиться во вновь завоеванных землях и продолжить прерванное распространение экспансии.

Таким образом, идейная и политическая борьба, кульминация которой при­шлась на 656–661 гг., зародилась задолго до этого момента и проявляла себя, как это было показано выше и в период правления первых Омей­ядов.

В советской историографии были предприняты попытки предста­вить поражение Али как поражение демократиче­ских элементов внутри ислама, однако наиболее “демократичной” на мой взгляд являлась по­зиция хариджи­тов, выступавших за ра­венство всех мусульман, которая, вместе с тем носила элементы бескомпро­миссности и ярко выражен­ного политического экстре­мизма, в то время как приверженцы Али – шииты – настаивали на признании его потом­ков единственно закон­ными преемниками Мухаммеда. Интересен тот факт, что среди шии­тов, большую часть которых составляли персы, по­читался Абу Лулуа, убийца халифа Омара, тогда как сунниты придают его имя проклятию.

Долгое время шииты продол­жали существовать как политическая груп­пи­ровка, поэтому говорить о них, как о самостоятельном течении в ис­ламе в период гражданской войны 656–661 гг. еще не пред­ставляется возможным – это скорее ди­настическая группировка, как оказалось до­вольно не устойчи­вая, в от­стаивании интересов своего претендента. Наконец, характерен тот факт, что шиизм в большей степени получил распространении на территории Ирана, где до этого существовала не менее мощная религиозная идеоло­гия – зороастризм.

В VIII и IX столетиях шиизм пользовался поддержкой некоторых хали­фов, как Омейядов, так и сменивших их Аббасидов. Идеологиче­ские уста­новки их были осуществлены в Тунисе и Египте, где в X–XII веках правили Фатимиды – потомки Али, среди которых к тому времени произошел раскол на более мелкие группы.