Из интернет-статьи Евгения. (Через три года после описанных событий.)
Чаще всего мои ученики задают мне два вопроса: «Что мешает человечеству, вырасти? И как ему в этом помочь?». Первый вопрос не такой уж и сложный. За ответом на него мы можем обратиться к философии, художественной литературе и наконец, к истории, которая хранит в себе огромное количество информации о том, как разного рода страсти губили людей. Три мировых религии и множество философских учений говорят нам о морально-этическом кодексе, нарушение которого ведёт нас в тёмную пучину человеческого падения. Поэтому во все времена в нас с самого детства пытаются встроить некую идеальную модель человека, на которую нам следует ровняться. С детства нас учат, что врать - это плохо, что нужно слушать старших, а ещё надо делиться. И много-много таких «надо» или «не надо» откладывается в нашем формирующемся сознании, превращаясь когда в наши рамки, а когда в преимущества. Но чуть позже тот же самый ребёнок смотрит на своих родителей и видит, что сами они не следуют тому, что требуют от него. И тогда у него возникает вопрос: «Должен ли я следовать тому, что мне говорят или всё-таки можно поступать как взрослые?». То есть знать как надо, но делать как хочется. Кроме того зеркальные нейроны ребёнка, которые отвечают за обучение, в любом случае будут копировать поведение родителей, друзей, которые пользуются авторитетом, старших братьев и сестёр. И тогда получается, чтобы требовать от ребёнка правильного поведения, родителям как минимум самим нужно соответствовать тем идеалам, которые они пытаются привить своим чадам. Знаете, не так давно я прочитал книгу Сергея Лукьяненко, мне посоветовал её один мой друг, сказав, что в этой книге есть интересные мысли о мироустройстве. Книга эта называется «Спектр». По сюжету книги на нашей планете появилась некие порталы-станции, которые позволяют людям путешествовать по другим мирам. Так вот, на одной из станции, главный герой попадает в мир, жители которого отказываются от разума, когда становятся взрослыми. То есть до какого-то момента они учатся, усваивают нормы поведения в социуме и при столкновении с другими расами, а затем перестают думать, чтобы не нести это бремя. Мне кажется, что данная история чем-то похожа на нашу жизнь. Безусловно, на первоначальном этапе всем нам нужны некоторые формы воспитания, в которых мы прививаем нашим детям некий образ поведения. В то же время, чаще всего мы не объясняем, что такое хорошо, а что такое плохо. Вместо этого у нас есть просто запреты, которые мы бездумно передам из поколения в поколение. Но если человек не понимает в чём суть ограничений, но при этом, оставаясь послушным, не переходит этих искусственных границ, то в дальнейшем он и дальше будет использовать ту же самую модель общения с миром. То есть плодить в своём уме стереотипы, которые рано или поздно убьют разум, оставив лишь набор «высших инстинктов». Под «высшими инстинктами» я понимаю жизнь в обществе, работу, общение, походы в магазины и прочее и прочее, что составляет обыденную жизнь современных людей. В конце концов, у человека появляются собственные дети, обучение и развитие которых, за некоторыми исключениями, упирается в потолок интеллектуальных способностей его самого. Конечно, это происходит не сразу. Обычно ребёнок упирается, спорит со своими родными по поводу жизненного пути, книг, друзей. Но в какой-то момент, закончив институт, оказавшись за бортом тёплой атмосферы семьи, молодой человек понимает, что в том новом мире, в чьи ворота он стучится, все данным давно усыпили свой разум и живут по инструкциям. Он для себя понимает, что родители были мудры и чаще всего цепляется за какой-нибудь хороший шанс, чтобы скорее врасти с корнями в какое-то одно дело или одну фирму, попадая в пресловутую зону комфорта, где ему уже не нужно будет особо думать. Нет, конечно, обстоятельства будут пытаться лопнуть этот мыльный пузырь, но человек всячески будет упираться, чтобы оставить всё как есть.
Я долго думал, почему так получается. Разумеется, моё мнение кому-то может показаться субъективным. Я не проводил масштабных исследований. Но за пять лет работы нашей школы-пансионата, через меня прошло 449 детей, с которыми было проведено множество разных тестов, игр, творческих заданий и прочих мероприятий, в которых мы исследовали, как меняется поведение ребёнка в зависимости от степени владения своим разумом. Мы всегда тестируем наших учеников в самом начале обучения, затем через пару месяцев, через 6 месяцев, год и далее каждые полгода. Так вот, общение с детьми, а так же с их родителями позволило мне установить тот факт, что современные воспитание и образования создают массы людей, которые не умеют думать. Вместо этого они опираются на чужие мнения, которое в последствии выдают за свои и, в дальнейшем, живут опираясь на них, даже не пытаясь посмотреть на них критически. В то же время не имея понимания, как они пришли к тем или иным выводам по поводу собственной жизни, эти люди становятся заложниками множества когнитивных искажений, которые заменяют им мышление. Возьмём для примера недоверие друг к другу людей, разных этносов или разного вероисповедания. Такое недоверие формируется на уровне подсознания, а затем собственные нормы морали не распространяются на условного чужака, от которого «можно ждать чего угодно», словно это инопланетянин, который прибыл на твою планету с целью поработить людей. Если бы человек захотел разобраться в причинах своего недоверия и познакомился с культурой и бытом других народов, то он увидел бы точно таких же людей, у которых идентичные проблемы и мечты. Он бы перешагнул условности, разделяющие его с «чужаками», после чего смог бы найти с ними общий язык. Однако нежелание «глубоко копать», которое укоренилось в обыденном поведении, заставляет массы оставаться в плену заблуждений, что пришли к нам из седой древности. И такая история, к сожалению, встречается практически во всех сферах жизни. Давайте ещё раз. Ребёнка с самого детства пичкают фактами, редко объясняя как к этим фактам пришли. Поэтому он превращается в «книжный шкаф», который наполнен какими-либо знаниями, разрозненным материалом, который он не всегда связывает между собой. Ребёнок взрослеет, превращаясь в юношу или девушку и продолжает «добивать разум» в институте, как губка впитывая новые знания, не используя их на практике, без которой они останутся мёртвым грузом, что со временем будет погребён под слоем другой информации. Закончив институт, окончательно устав от учёбы, средний человек находит место, где он может применить то, чему пять лет учился и в результате превращается в узкопрофильного специалиста, выполняя примерно одни и те же операции. К тому же не всегда человек работает по специальности, не редко выходит, что профессии он учится на новой работе, на это у него уходит от нескольких месяцев до года. В результате чего у него самого возникает вопрос, для чего он потратил целых пять лет, если в результате занимается совсем не тем. В то же время, постепенно в нём умирает инициатива для поиска знаний. Привычка делать то, что велят, превалирует над самостоятельностью. И, в конце концов, разум человека, который почти всегда действует по указке, имея в своём арсенале в лучшем случае десяток ролевых моделей для решения той или иной задачи, со временем окончательно закостеневает.
Затем следует работа через силу, без творческого подхода, где ты не более чем исполнитель определенных задач, отсутствие вовлеченности в процесс, отсюда низкая мотивация. Поскольку такая работа требует большое количество энергии, то какой-либо развивающий досуг исключается. Массы людей для отдыха выбирают что-то простое, от чего можно получить быстрый эффект, без надобности тратить много энергии. Походы по магазинам или барам, кино, гости, социальные сети. Из-за отсутствия навыка рефлексии, часто не понимая, что для них действительно хорошо, а что плохо, чтобы отвлечься от унылой однообразной реальности, отдаются страстям, которые хоть как-то раскрашивают жизнь.
А теперь давайте соберём ответ на первый вопрос в единое целое и сделаем выводы. Человечеству мешают вырасти современные воспитание с образованием, которые всё ещё не могут достаточно развить разум. Кроме того, сама окружающая среда не может похвастаться изобилием думающих людей. Для этого нужно вести соответствующий образ жизни. Затем человек костенеет, чувствуя отчужденность от жизни, где ему в собственных глазах приходится быть лишь шестерёнкой, что могут заменить в любой момент. После чего у него появляются дети, в которых воспроизводятся все те же ограничения. Не имея чувства ответственности перед другими и самим собой за то, каким ты станешь и воли, на поиск и реализацию себя, для человека задача обретения такого инструмента как разум, становится практически непосильной ношей. Не привив себе вкус к жизни, когда ты не наблюдатель, а действующее лицо, человечество не может решить тех противоречий, которые сковывают всё наше общество. Эту работу должно проводить большинство. И пока это большинство не найдёт в себе смелость пробудится для поиска новых путей в жизни, человечество не сможет вырасти.
Ответ на второй вопрос значительно сложнее. Не одну тысячу лет самые светлые головы пытались разрешить эту головоломку. Придумывали религии, создавали социальные институты, меняли политические формации. Но, в конце концов, все светлые идеи рушились, иногда ввергая мир в хаос, который был значительно хуже, чем та ситуация, в которой мир пребывал до того, как появилась новое перспективное учение или скажем идеология. Так уж устроено общество, что просто невозможно предложить идею, которая удовлетворит всех. Любой пророк, великий вождь или диктатор, будет являться революционером, что пытается сломать устаревший порядок, где уже выросли свои гегемоны. Стоит помнить и об ограниченной роли огромных масс людей, которые в любом случае будут оставаться за бортом борьбы «старых богов с новыми». Поэтому если отклонить создание новых идеологий, которые могут породить гражданские войны, новых религий, которые имеют риск превратиться в институты, где люди борются за власть и умы людей не совсем мирными способами, то приходишь к выводу, что людей нужно образовывать, причем делать это массово. Людей нужно научить рыбачить, а не кормить рыбой – идеями. Образованные люди, которые разбираются в политике, экономике, хорошо знают историю, понимают как устроена психика, духовно развиты и воспитаны и т.д., скорее всего смогут стать самостоятельными субъектами истории, а не просто ведомыми вождями или идеями, что не до конца осознают за что борются. Да, безусловно, у них будут разногласия. Но одно дело когда между собой сталкиваются идеологии, которых часто являются противоположенными полюсами вариантов развития социума и другое дело, когда сталкиваются разумные люди, у которых нет никаких ограничений, что предлагает та идея, которую они взяли за основу, а значит у них есть больше возможностей найти решение, которое устроит большинство. Конечно, тут невозможно не упомянуть тот факт, что для того, чтобы иметь живой ум, важно постоянно поддерживать его в форме. Человек, который занимается тяжелой монотонной работой, вряд ли будет иметь силы на долгие дискуссии. С большой долей вероятности его ум будет прибывать в области простых земных интересов, далеких от участия в управлении обществом. Именно поэтому вместе с образованием должно быть и воспитание, которое с самых малых лет должно прививать человеку важность следующих практик: умения договариваться учитывая интересы другого, участие в политической и социальной жизни, постоянное обновление знания о мире в области науки, технологий, законов и главное того, что происходит в обществе. Конечно, всё это будет иметь смысл лишь тогда, когда государство будет представлять интересы не только капитала, но и простых людей и в целом в умах общества созреет мысль о том, что главное его богатство – не золото, ни нефть, ни земля с её полезными ископаемыми, а сами люди. И да, в реалиях капитализма, в котором мы сейчас живёт, скажу честно, такое общество представить сложно. Поэтому, чтобы эти идеи пришли в образование, важно пропагандировать их через культуру, которая должна измениться и качественно вырасти, превратившись из зеркала в молот, создающий реальность. Как сказал однажды Гаутама Будда, главный порок общества – это невежество. Пока человек не понимает мира, в котором он живёт, не умеет общаться с другими людьми, думает только о своих интересах, общество не может эволюционировать в новую форму, в которой сегодняшним противоречиям уже нет места. Потому что для развитого сознания, наши детские болячки вроде гордыни, ненависти, зависти, нетерпимости покажутся детской шалостью, с которую взрослый осознанный человек связываться не станет.
В нашей школе, мы воспитываем людей исходя из гуманистических идеалов, которые давно стали нашей нормой поведения. Но 449 детей, пусть половина из них из обеспеченных семей, это капля в море. Каким бы ты не был правильным и возвышенным, сталкиваясь с обществом, где большинством поддерживаются другие ценности, воспитанном на массовой культуре постмодерна, у тебя не всегда получится быть понятым и услышанным, потому что у многих людей сознание закрыто от какой-либо инородной информации. И поэтому без изменения общих стандартов образования, популяризации новых ценностей путём пропаганды и культуры, введения обязательного дополнительного образования для взрослых за счёт сокращения рабочего дня и прочих реформ, что должны быть запущены сверху, мы вряд ли сможем мирным путём преобразовать наше общество. И тут остаётся единственный вопрос, кто готов будет инициировать такие изменения?
Я знаю, мои мысли выглядят утопичными. И кто-то скажет, что люди не готовы и надо подождать ещё пару веков, а то и тысячелетий. Но сегодня я могу с полной уверенностью сказать, что технические средства организовать всё это есть. Мы можем построить этот мир, нужна только сильная воля, которая готова будет приступить к реализации. А откуда эта воля придёт, сверху или из народа или же случится чудо, низовая инициатива будет поддержана властью, покажет история. Ну а на сегодняшний момент, всем сознательным разумным людям стоит объединиться, чтобы совместными усилиями создавать среду, в которой такие перемены смогут пройти наиболее мирным и бескровным путём.
Евгений сидел на лавочке возле пансионата, неспешно потягивая из железной кружки фруктово-ягодный чай, которым он заполнил большой двухлитровый термос. От кружки исходил приятный запах брусники и чёрной смородины, чьё сочетание с нотками лимонной цедры особенно нравилось Евгению, который полностью погрузился в процесс угадывания всех ингредиентов напитка. За этим занятием он не заметил, как в зданию пансионата подъехал чёрный Mersedes S класса с мигалкой. Вскоре из машины вышел мужчина в длинном чёрном пальто и дорогом костюме, который направился в сторону Евгения.
- Угостишь чаем, учитель? – услышал он голос Игоря, с которым они не виделись три года.
- Здравствуй Игорь, присаживайся, сейчас поищу в портфеле кружку. – ответил он, подняв глаза.
За те годы, что они не виделись, Игорь практически не изменился, разве что в его чёрных волосах появилась рябь седины.
- Какими судьбами в нашем Павловске? – произнёс учитель, передавая полную кружку чая?
- Да вот, прочитал твою последнюю статью, решил обсудить. Не хочется мне чтобы народ нас на вилы поднял. – Евгений конечно же не поверил своему ученику, что тот разу понял. – Ладно, буду честен. Я знаю, ты мужик умный, идей у тебя много хороших. А мне нужен пиар, в следующем году в Думу иду. Но если честно, это далеко не мой потолок. Я хочу в правительство, но сейчас там всё строго, чтобы стать заместителем премьер министра, нужно сделать что-то стоящее. Вот я и подумал, убить двух зайцев, помочь народу, ну и себе. Да и тебе я помощь обещал, но ты почему-то ничего не просил.
- А мне помощь и не нужна. Всё необходимое у меня есть. Так что не знаю, как я тебе могу быть полезен.
- Женёк, не дури, я помню твою мечту открыть детский дом в области, чтобы воспитать там так называемую «новую элиту». Вот посмотри. – с этими словами он протянул папку с документами. – Я купил землю возле того озера, куда мы однажды ездили, здесь так же разрешение на строительство, дизайн проект, смета на работы. Весь проект выходит в десять миллиардов, я готов стать инвестором и перевести первый транш, если согласишься мне помочь. Четыре тысячи детей смогут получить нормальное образование и воспитание, а потом превратиться в движущую силу, которая сможет инициировать в обществе перемены, о которых ты пишешь.
- А не проще тебе за эти деньги место купить?
- Эти места больше не продаются, Женя. Времена поменялись. Смотри, после детского дома, когда утвердишь и апробируешь на этих детях новую программу, сможешь всё школьное образование изменить. Будем вместе строить новую Россию, о которой ты столько пишешь. Даже сейчас, на самом верху, есть люди, которые к тебе прислушиваются. Не только я один твой поклонник. Но нужен результат. Пансионат тебе этого результата не даст, а детский дом даст. – Игорь говорил так убедительно, что на секунду броня Евгения ослабла и он поверил в добрые замыслы своего последнего ученика.
- Ладно, допустим мне интересно, что ты от меня хочешь? Ты правильно говоришь, что раньше чем через 4 года детский дом не выстрелит, всё зависит от того, какого возраста мы будем брать детей. А тебе ведь надо что-то относительно быстрое, чтобы результат был в течение года.
- В своей статье ты писал об обучении взрослых людей. Ведь правда есть вещи, знание которых сильно упрощает жизнь. А у нас люди не то что не знают прописных истин относительно устройства мира и общества, они даже себя не знают. Я хочу чтобы ты создал большой курс, где соберёшь наиболее полезную информацию о мироустройстве и практики для развития человека, чтобы любой желающий мог совершенствоваться. У меня есть связи с VK, мы сможем добавить этот курс в основное меню, к тому же, через знакомых крупных бизнесменов, я смогу повысить привлекательность этого курса. Например, при устройстве на работу, если ты прошёл этот курс, то у тебя будут особые преференции. К тому же ты и сам понимаешь, что осознанный воспитанный работник всегда будет цениться. Короче, сделаешь курс, мы с однопартийцами представим его как наше совместное с тобой детище, разумеется, финансовую сторону вопроса мы возьмём на себя. Руки тебе связывать никто не будет, можешь творить всё что хочешь, я тебе доверяю.
- Слушай, один я такое не потяну, нужна будет команда, человек в 15-20, на полный день, это только тех, кто будет создавать контент. Про упаковку всё это в приложение, про тестирования и задания я вообще молчу.
- Жень, да ведь ты мне давным-давно рассказывал об идее курсов, и даже говорил, что у тебя подсчёты есть. Неужели не помнишь? Я ведь не просто так к тебе обратился.
#шаман #общество #невежество #разум #саморазвитие #сознание #культура #образование #сознаниебудущего