Давно собиралась посмотреть несколько советских фильмов, экранизаций по произведениям Антона Павловича Чехова.
И так получилось, посмотрела один за одним три фильма. Нахожусь под глубоким впечатлением и сожалением.
Почему сожалением? Сожалею, что сейчас ТАК не снимают. Есть хорошие актеры, режиссеры, сценаристы, создатели.
Но такого уровня, качества, игры, способной вызвать душевное смятение у зрителя - нет.
1. "Поцелуй", 1983г., режиссер Р. Балаян, по одноименному рассказу А.П.Чехова.
Здесь созвездие красивых актеров. Янковский, Меньшиков, Абдулов, Алферова.
Друзья, сослуживцы- артиллеристы. Тяжёлый изнурительный поход, грязь, шум, усталость.
Но молодые люди шутят, веселятся, по пути принимают приглашение в усадьбу местного помещика.
Так принято - пригласить проезжающих военных если не ночлег, то на вечеринку, на чаепитие. Хоть это и разорительно для хозяев.
Итак, вечер, чаепитие, танцы) Герой Янковского поручик Рябович скучен, немногословен, не танцует.
Но именно с ним случилось приключение - в темном коридоре дома девушка обняла его и поцеловала в щеку.
Герой в смятении.
Как Янковским сыграно смущение, смятение, неожиданный прилив нежных чувств. Для героя, возможно, это первый поцелуй.
Ненароком Рябович трогает рукой место поцелуя, улыбается. Ему приятно вспоминать случившееся.
Он ищет исполнительницу поцелуя, под подозрением все присутствующие дамы.
Говорит друзьям о произошедшем, не хвастаясь победой, вовсе нет.
И это признание становится предметом шуток и издевок со стороны героя Абдулова - поручика Лобытко.
Рябович вызывает на дуэль Лобытко. Тот приносит извинения, но обиженный товарищ не принимает.
Дуэль состоялась! Но оба героя стреляли в воздух. Очень примечательна сцена примирения друзей.
Узнаем ли мы тайну поцелуя? Смотрите!
2."Плохой хороший человек", 1973г., режиссер И.Хейфиц, по повести А.П.Чехова "Дуэль".
Здесь Папанов, Максакова, Высоцкий, Даль.
Мне очень понравился один из героев - доктор Самойленко в исполнении Анатолия Папанова. Мудрый, не конфликтный, умеющий дружить, объединяющий и примиряющий людей с антагонистическими взглядами.
Таким противопоставлением являются Лаевский ( Олег Даль) и фон Корен (Владимир Высоцкий), которые ненавидят друг друга.
Фон Корен считает (небезосновательно) Лаевского порочным человеком, не достойным нового общества.
Хотя, всего лишь, он делает в открытую то, что многие скрывают.
Гражданская жена Лаевского - Надежда (Людмила Максакова) - мне не понравилась. Она порочна и провоцировала мужчин. Сбежала от мужа, живёт гражданским браком с Лаевским (Олег Даль), флиртует и не только с другими мужчинами.
Скучающий в жизни Лаевский постепенно тяготится отношениями, хочет от нее сбежать.
Ситуация усугубляется постоянно обостряющейся болезнью героини. Он не может бросить ее в часы и дни приступов.
Окружение любит и жалеет Надежду.
Но сцена, когда на пикнике из-за ревности Лаевский кричит на Надежду и бьёт ее салфеткой, отвратительна - очень больно было за героиню. И стыдно, что никто из присутствующих мужчин не заступился за нее.
Я вообще-то подумала, что причиной дуэли станет именно эта сцена.
Но нет, намного позже оброненные фон Кореном слова, что таких, как Лаевский, нужно уничтожать, хотя бы на дуэли, резанули слух оппонента и он зацепился за эти слова.
Дуэль! Здесь переживания героя. Близость сmерти. Как это сыграно!
Олег Даль гениален! Кто не согласен? Невероятная актерская сила, не играет, живёт! Ему хочется верить, сопереживать. Он великолепно играет сильного и слабого человека, которого не волнует осуждение общества.
Дуэль состоялась.
Все живы, а ее результат - полное переосмысление жизни Лаевским - не устраивает фон Корена. Он и здесь недоволен, ведь теперь некого хаять.
Считает Лаевского сломленным. Здесь опять бесценна игра Даля, его сломленный герой отнюдь не жалок.
Смотрите! Актеры непревзойдённые!
3."Неоконченная пьеса для механического пианино", 1977г., режиссер Никита Михалков, по мотивам произведений А.П.Чехова "Безотцовщина", "В усадьбе", "Учитель словесности" и др.
Здесь просто сонм талантов. Калягин, Соловей, Богатырев, Ромашин, Табаков, Глущенко и другие.
Скучающее общество собралось в усадьбе генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой (А.Шуранова).
Ожидаются сюрпризы, цыгане, фейерверк. Общество развлекается, играет в фанты, рассуждает о жизни, умничает.
Сюрпризом для школьного учителя Михаила Платонова (Александр Калягин) стало появление на вечеринке Софьи (Елена Соловей), которая представлена как жена пасынка Анны Петровны - Сергея (Юрий Богатырев)
Оказалось, что в недалёком прошлом Михаил и Софья были влюблены друг в друга.
Они казались друг другу совсем иными людьми, чем сейчас при встрече.
Софья разочарована, что Михаил всего лишь сельский учитель. Михаил - что Софья из всех мужчин выбрала инфантильного Сергея.
Ай да Миша, преуспел и в прошлом наследить, и в настоящем. От него есть ещё несколько сюрпризов, которые могут не понравиться его жене - Сашеньке (Евгения Глущенко). Но она молода, глупа и слишком влюблена в мужа.
За ужином возник конфликт между представителями "голубой"крови, дворянством, всех остальных по происхождению считающих "чумазыми"
А осознание Михаилом никчемности жизни, запутавшись в отношениях с женщинами, достигло апогея.
Невероятная сцена фактического спасения Сашенькой души Михаила! Я расплакалась, какие слова любящей, всепрощающей, исцеляющей любви! Это слова возвращения к жизни!
Интересный, гениальный фильм! Не ожидала, правда, что молодой тогда Никита Михалков снял такой шедевр!
Смотрите, пожалуйста!
Спасибо!