Как буллинг разрушает корпоративную культуру

Исторически сложилось, что, когда речь заходит о травле, дискуссии уходят в межличностное общение подростков, психологию общения родителей и детей, детей друг с другом.

Исторически сложилось, что, когда речь заходит о травле, дискуссии уходят в межличностное общение подростков, психологию общения родителей и детей, детей друг с другом. Но давайте признаем, проблема гораздо глобальнее, и в сообществах взрослых людей – хоть мы и называем это корректным термином дискриминация – буллинг тоже присутствует. Кстати, любой психолог скажет, что деструктивное поведение дети перенимают именно от взрослых, а значит разбирать по косточкам проблему детской агрессии, делая вид, что аналогичной проблемы не существует во взрослых сообществах, в частности на работе, попросту не логично. Травля в корпоративном пространстве встречается. Более того, исследование проекта «Компании для всех возрастов» показало, что более 60% сотрудников сталкиваются с буллингом на рабочем месте!

Участниками исследования стали HR, специалисты, которые в компании и отвечают за теплый микроклимат и дружелюбную рабочую обстановку, и к которым поступает информация обо всех конфликтах сотрудников.

Публично, разумеется, в корпоративном буллинге никто не признается. Уж слишком щекотливая тема, с высокими репутационными рисками для бренда работодателя. Опрос проводился анонимно, так что результатам можно доверять.

Чаще всего на работе травле подвергаются женщины (43%), новые сотрудники (39%), специалисты-достигаторы (32%), работники с недостаточным опытом и набором компетенций (30%) и мужчины (20%).

А был ли буллинг?

Исторически сложилось, что, когда речь заходит о травле, дискуссии уходят в межличностное общение подростков, психологию общения родителей и детей, детей друг с другом.-2

Кстати, неправильно говорить, что бизнес намеренно скрывает факты травли внутри организации. Во-первых, руководство и HR-подразделение об этом может и не знать, так как жертвы буллинга часто также молчат о своем угнетении. Согласно исследованию, около 28% опрошенных уверены, что обращение к руководству не решит проблему, примерно 19% считают, что жаловаться непродуктивно – поддержки они все равно не получат. А 20% респондентов и вовсе сообщили, что именно руководители были инициаторами травли, так что защиты просить попросту не от кого. В 9% фактах буллинга участники опроса обвинили сотрудников HR-департамента.

Еще более грустно выглядит в этой статистике 11% ответов, авторы которых посчитали буллинг на работе обычным рядовым явлением, которое нужно терпеть.

Второй важный нюанс, из-за которого травля на работе остается не приоритетной для бизнеса темой, связан со сложностью квалифицировать буллинг. Если, например, команда обсуждает за спиной новичка, посмеиваясь над его растерянностью и нерасторопностью, это травля? Если сотрудник входит в офис и окружающие его коллеги замолкают, это буллинг? Если руководитель постоянно грозит увольнением или лишением премии, это что? Зачастую менеджмент характеризует такие ситуации, как конфликт. Около 46% респондентов исследования заявили, что не охарактеризовали произошедшую стычку сотрудников, как травля. Еще 39% понадеялись, что ситуация рассосется сама собой. А 15% опрошенных признались, что не знали, что предпринимать.

Между тем, любое давление, физическое или психологическое, - «симптомы» буллинга, которые без своевременной терапии приведут к хроническим патологиям – отсутствию инициативности и способности на бизнес-прорывы, снижению продуктивности. Персонал, подвергающийся на рабочем месте буллингу, со временем начинает практиковать модель «тихого увольнения», то есть имитирует выполнение своих обязанностей, но на деле старается нигде лишний раз не «светиться».

Любопытно, что коллеги жертвы зачастую тоже делают вид, что ничего не видят (48%). В то же время участники опроса сообщили, что коллеги поддерживали жертву (39%), почти столько же (41%) становились на сторону организатора травли. И только 11% опрошенных делали попытки прекратить буллинг коллег.

Как победить буллинг на работе?

Исторически сложилось, что, когда речь заходит о травле, дискуссии уходят в межличностное общение подростков, психологию общения родителей и детей, детей друг с другом.-3

Вряд ли возможно искоренить травлю на работе. Мы живем в обществе, где много насилия, что, естественно, отражается на уровне агрессии каждого человека. Мы часто «приносим» из дома в офис личные проблемы и наоборот. Одним словом, все мы живые люди. Однако делать вид, что проблемы не существует, контрпродуктивно, вредно и для людей, и для бизнеса.

Что же правильно? Прежде всего, признать, что буллинг в корпоративной среде – явление распространенное. А затем разработать программу профилактики буллинга и комплекс поддерживающих мероприятий, когда травля уже стала фактом. Важнейшая роль в этом вопросе, конечно, отводится руководителям и их обучению. И, как свидетельствуют результаты исследования, для российского бизнеса это направление – зона роста. Сейчас даже в случае установленных фактов травли в коллективе, только 12% компаний разворачивает профилактическую работу.

Татьяна Руппель