Эдмунд Блэр Лейтон был английским художником-романтиком, жившим с 1852 по 1922 год. Он наиболее известен своими работами викторианской эпохи, изображающими средневековые сюжеты и легенды. Его искусство стирает границу между романтизмом и прерафаэлитами.
Очень интересный, своеобразный художник. И картины писал очень интересные. В них нет фальши - все естественно, просто и жизненно. И очень интересно в смысле рассказанной им истории.
Я уже делал публикации о творчестве этого большого мастера (их можно найти по ссылкам под этой статьей).
Почему я обратил свой взор на работы этого художника? Наверное потому, что на картинах Лейтона, даже иллюстрирующих предания и легенды, сами изображаемые ситуации очень реальны словно бы приоткрытые окна в прошлое. А еще потому, что художнику удается заставить нас предполагать, что, в конце концов, всё будет хорошо (а нам ведь всем этого хочется), однако при этом он никогда не опускается до сюсюкания, не упускает случая привлечь наше внимание к трудностям настоящего, как на картине, расположенной на превью (заставке этой статьи).
Картина «Во время опасности».
На картине Лейтон изображает двух юных принцев, один из которых еще младенец, завернутый в изысканную королевскую одежду своей матери, которых уводят от опасности в защищенный монастырь.
Эта картина была создана и выставлена во время шестидесятилетия правления королевы Виктории и изображала тревоги, вызванные старением монарха.
Пока взрослые в лодке с тревогой ждут разрешения войти в святилище, юный принц оглядывается через плечо на потенциальную подстерегающую опасность.
Деталь картины "Во время опасности".
В письме художники описывают сцену следующим образом: «На картине всё происходит у уотергейтского монастыря, который заложен в четырнадцатом веке. Это рассказ о приюте, предоставляемом такими местами женщинам, детям и сокровищам тех, кто был загнан в угол и находился в опасности».
Живописец мастерски изобразил всех героев и предметы на картине. Также великолепно передана и сама атмосфера, полотна, вызывающая чувство опасности и тревоги. Сцена матери, прижимающей к груди младенца, вызывает сочувствие у зрителей и надежду, что монахи всё же помогут беглецам, и они будут спасены.
Картина «Леди Годива».
Эту картину мне в свое время удалось увидеть в Лидской художественной галерее. Правда, свет на нее падал так, что не давал возможности сделать изображение без световых бликов. Поэтому и пришлось фотографировать эту картину сбоку, а не в фас.
А это ее прямое, фронтальное изображение.
Сюжет опирается на историческую личность и полуреальную-полуромантическую историю.
Годива — англо-саксонская графиня, жена эрла (графа) Мерсии Леофрика (980—1057).
Согласно легенде подданные графа страдали от непомерных налогов, и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё – не те это были времена для такого поступка, это вам не наша полусумасшедшая эпатажная современность, когда этим действием не то, что кого-то удивишь, а скорее вызовешь скуку и зевоту.
Что же произошло дальше? Годива поставила свой народ выше собственной чести, гордости и пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая её за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город. Граф был поражён самоотверженностью жены и сдержал слово, снизив налоги.
Удивительно в этой истории то, на мой взгляд, что сам поступок и принятие его народом имеют одинаковую ценность и друг друга дополняют уважением.
Кстати, когда она ехала верхом, ее защищали только волосы, которые по легенде «покрывали все ее тело, как вуаль».
Картина Эдмунда Блэра Лейтона запечатлела момент из стихотворения Альфреда лорда Теннисона «Годива» 1842 года, когда Годива впервые умоляет своего мужа отменить налог...
Она искала своего господина и нашла его там, где он шагал
По коридору, среди своих собак, в одиночестве,
Его борода была на фут впереди, а волосы
В ярде позади. Она рассказала ему об их слезах,
И молилась ему: «Если они будут платить этот налог, они умрут с голоду».
На что он вздрогнул, отвечая, наполовину изумленный:
«Ты бы не допустила, чтобы у тебя заболел мизинец
Ради таких, как они?» — «Но я бы умерла», - сказала она.
Кстати, вот картина о леди Годиве другого художника Джона Колльера, написанная в то же время и изображающую леди Годиву как раз во время проезда обнажённой по улицам города Ковентри.
Сделано это фото в самом городе Ковентри в его центре искусств, в котором леди Годиве посвящен целый большой зал. В общем, и поныне жители Ковентри помнят эту историю, так что не все хорошие поступки забываются со временем. Что отрадно.
И это не просто очередное изображение прекрасной обнаженной девушки, коих в истории живописи великое множество, а напоминание о том, что в то далекое время ее появление в таком виде перед взорами посторонних было чем-то из ряда вон выходящим, своего рода подвигом. И подвиг этот был не ради себя, а ради других, обездоленных. И это именно то, что заставило многих незаурядных художников воплотить это легендарное событие на своих полотнах.
А вот еще несколько работ Эдмунда Лейтона. Они о современном для художника времени и предшествующей эпохе Регентства, которое было в Англии лет за 40 до художника и оставило глубокий след в его душе.
Работы эти говорят о том, что на них происходит, своими названиями и, по-моему, не требуют пояснений.
Картина «Сладкое одиночество».
Картина «Да или нет».
И напоследок работа, которая мне почему-то особенно симпатична. Наверное, полутонами и прозрачными смыслами, в ней заложенными. От этой картины как-то особенно тепло, немного улыбчиво и приятно на душе. И ведь просто два человека и какое-то яблоко…
Картина «Яблоко для лодочника».
Вот такой достойный английский художник привлек в свое время мое внимание.
Тристан и Изольда, леди Годива и сэр Леофрик, Пьер Абеляр и Элоиза, Гвиневра, король Артур и Ланцелот, леди Шалотт, Ален Шартье – вся европейская история, восславленная литературными балладами, обретает на картинах Лейтона какой-то особый менестрельный шарм, она будто не написана маслом, но сыграна на звонких кельтских струнах. Этим картины Лейтона, филигранно исполненные, меня и привлекли.
Надеюсь, что и вам его работы понравились.
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где уже есть и еще будет много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – здесь вы обязательно найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии и заглядывайте на огонек. А я постараюсь сделать всё возможное, чтобы вы получили от моих публикаций максимальную пользу и удовольствие.
Ссылки на предыдущие публикации: