Малые и сверхмалые подводные лодки появились достаточно давно. Достаточно сказать, что подводная лодка "Форель" Российского императорского флота, оборонявшая бухту Владивостока во время Русско-японской войны 1094-1905 годов относилась именно к классу сверхмалых подлодок. Подводное водоизмещение этой субмарины составляло всего 18 тонн.
К классу сверхмалых следует относить и подлодку "Минога". Эта субмарина, построенная в 1909 году, стала первой подлодкой российского флота, оснащенной дизельным двигателем для надводного хода. Надводное водоизмещение "Миноги" – 123 тонны, подводное – 152 тонны. Хотя по современной классификации сверхмалыми подводными лодками являются те, которые имеют водоизмещение до 150 тонн, в данном случае разница в 2 тонны абсолютно не критична.
В Советском ВМФ уже были подлодки типа М ("Малютка") подводным водоизмещением до 258 тонн и относившиеся к классу малых. Лодки данного типа даже успели немного повоевать на Северном и Черноморском флотах в годы Великой Отечественной войны, потопив в сумме 17 судов и военных кораблей противника.
Уже в послевоенное время для нужд флота было построено 13 мини-субмарин проекта 908 "Тритон-2" (подводное водоизмещение всего 15,5 тонны). Они состояли на вооружении вплоть до 1990 года и предназначались для выполнения "деликатных" задач диверсионного характера.
А вот с малыми подводными лодками в СССР не заладилось. Акцент был сделан на строительство классических дизель-электрических субмарин и атомоходов с ракетным вооружением. Единственным исключением из общего правила стала секретная подлодка "Пиранья" проекта 865. Но, как показала практика, это была субмарина, которой не нашлось места в ВМФ России.
В качестве небольшого отступления сразу следует отметить, что сейчас в составе Военно-морского флота России нет ни одной малой или сверхмалой подводной лодки. Впрочем, их нет и в составе флотов потенциальных противников. Хотя подлодки этих размерностей, помимо СССР строили США, Франция, Германия, Италия, Япония и Великобритания. В настоящее время малые и сверхмалые субмарины имеются только в составе ВМС Северной Кореи и Ирана. Связано это, прежде всего, с объективными политическими и экономическими причинами (длительная международная изоляция этих государств).
Итак, "Пиранья" – малая подводная лодка проекта 865. Как известно, пиранья – это небольшая хищная и очень опасная рыба, обитающая в водоёмах в Южной Америки. Следует признать, что у советских конструкторов с логикой и чувством юмора было всегда всё в порядке.
Во-первых, потому что изначально лодка проекта 865 планировалась для выполнения довольно специфических задач – разведки, доставки (и обеспечения отхода) в логово противника отряда из шести боевых пловцов-диверсантов. А ещё при необходимости такая лодка могла поставить пару мин на пути следования вражеских судов или пустить на дно эти же суда при помощи пары 400-мм торпед, размещённых во внешних торпедных аппаратах.
Во-вторых, по своему внешнему виду подлодка проекта 865 действительно была похожа на пиранью. На вид невзрачная, "пузатенькая", но при этом очень опасная.
Закладка опытной подводной лодки данного проекта состоялась летом 1984 года, а уже концу августа 1986 года она была спущена на воду. Субмарина имела длину 28,3 метра, максимальную ширину корпуса 4,7 метра, высоту 5,1 метра. Максимальное подводное водоизмещение опытной лодки достигало 319 тонн. Скорость лодки подводная – 6,7 узла, надводная – 6 узлов. Корпус лодки, выполненный из титана, позволял работать ей как на мелководье, так и на глубинах до 200 метров. Автономность плавания достигала 10 суток.
Эта субмарина, получившее обозначение МС-520, на протяжении почти полутора лет проходила государственные испытания (до конца 1988 года) и вошла в состав Балтийского флота лишь в 1989 году. Она вошла в состав 22-й бригады подводных лодок, дислоцировавшейся в то время в Лиепае.
Вторая лодка данного типа (МС-521) была передана флоту лишь только в конце 1990 года.
К сожалению, служба обеих субмарин проекта "Пиранья" оказалось недолгой. В 1999 году обе подводные лодки проекта 865 были отбуксированы в Кронштадт, где впоследствии были разрезаны на металл. Причинами такого решения назывались недостаточное финансирование на содержание лодок, излишняя сложность эксплуатации. Даже выдвигались версии, что такие подлодки просто не нужны российскому флоту.
Нужны или не нужны – довольно спорное суждение, поскольку учитывая весьма плачевное состояние подводных сил Балтийского флота и наличие на Балтике у потенциальных противников 14 подлодок (из них 6 современных), даже две такие крохотные лодки могли бы остудить воинственный пыл зарубежных партнеров.
Что касается сложности эксплуатации "Пираний", то такое имело место. Дело в том, что экипаж каждой подлодки проекта 865 состоял всего из трёх офицеров: командира-штурмана, специалиста по электромеханической части, специалиста по радиоэлектронному вооружению. Оба специалиста имели статус помощника командира лодки. Столь малый по численности экипаж говорит о высокой автоматизации лодки. Кого-нибудь на неё не назначали. Требовался довольно высокий уровень профессиональной подготовки кадров.
Для каждой "Пираньи" было сформировано по два сменных экипажа. Ещё один экипаж (технический) занимался обслуживанием субмарин.
В современном кинематографе подводная лодка проекта 865 появилась лишь один раз – в знаменитой кинокартине ныне покойного Александра Рогожкина "Особенности национальной рыбалки". По сюжету фильма командиру лодки и её пассажирам предстояло забрать с чужого берега "специальный" груз, так важный для рыбаков и охотников.
Данная кинокартина – настоящий реквием секретной подводной лодки проекта "Пиранья". Можно только догадываться, сколько сил, нервов, здоровья потратил Александр Владимирович для того, чтобы убедить командование флота предоставить для съёмок столь необычную лодку. Хотя сама лодка на тот момент достаточно давно стояла у стенки, ожидая своей печальной участи.
Дорогие читатели, Ваши лайки и комментарии способствуют продвижению публикации в общей ленте. Если Вам понравилась статья, то не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные материалы. Спасибо и всего Вам доброго!