Во основу сценария картины был положен любовный треугольник сценариста, и двух актрис.
Писатель Владимир Валуцкий был женат на знаменитой Алле Демидовой. Но однажды он влюбился в молодую актрису Надежду Репину. Мужчина не в силах был бросить семью, но и оставить любовницу тоже.
Надежда все понимала, ждала и надеялась, что любимый скоро будут принадлежать только ей.
Спустя время в нее влюбился иностранец, он готов был женится и забрать женщину к себе на родину, в Италию. Она почти согласилась.
Однако, Валуцкий очень испугался, он не хотел терять любовницу и клятвенно обещал развестись. Когда «опасность миновала», он написал сценарий «Зимней вишни». Сценарист уверял Надежду, играть главную героиню будет только она.
Но все это оказалось ложью, с супругой он так и не развелся, а роль отдали другой актрисе.
Утвердили на роль Ольги сначала Наталью Андрейченко, но она подвела режиссера. Страстный роман с иностранцем привел к тому, что актриса ушла от мужа и уехала из страны.
Тогда появилась идея заменить Андрейченко Еленой Сафоновой. На пробах она не понравилась режиссеру. Он посчитал ее «гадким утенком». Парикмахер неудачно подстригла актрису, Масленникову прическа показалась ужасной, он хотел использовать парик.
Но потом создатели картины поняли — это, то, что нужно. И прозвище «малыш» как раз кстати.
Сценарий пришлось немного переделать, первоначально героиня должны была быть яркой, страстной, постоянно устраивать скандалы. Но Сафонова показалась режиссеру очень спокойной, лиричной, мягкой. Она все терпит и прощает, не скандалит, ничего не требует.
Роль Вадима сначала исполнял Сергей Шакуров, однако дуэта с Сафоновой у него не получилось. Елена сначала боялась встречи с Соломиным, переживала. Но в итоге пара отлично гармонировала друг с другом.
Из-за иностранца Герберта советская цензура не пропускала картину. Ведь по сценарию он был австриец, и создателям фильма пришлось сделать его советским дипломатом.
Интересно, что в жизни актеры повторили судьбу своих героев. Сафонова воспитывала ребенка одна, а любила женатого мужчину.
Спустя время она вышла замуж за иностранца, но их брак не сложился, младшего сына ей не отдали.
Виталий Соломин как и его герой, тоже метался между женой и любовницей, а потом все же вернулся к супруге.
Режиссер считал, что нормального мужчины в фильме нет. Вадим — слабохарактерный, Вениамин — трус, муж Вали — грубое животное. Герберту нужна жена только для статуса.
Картина очень понравилась женщинам, а мужчины отнеслись к ней с неприязнью. После успеха фильма создатели решили снять продолжение, которое тоже не осталось без внимания зрителей.