Какой тактический самолёт самый разрекламированный и самый дорогой в мире? Совершенно верно, этой машиной является американский самолёт-истребитель F-35 Lightning II от корпорации Lockheed Martin. Формально данный самолёт является самым технологичным и "невидимым" для радиолокационных средств обнаружения. Последнее утверждение довольно спорное, но сейчас не об этом, а о конечной цене изделия.
Самолёт очень дорогой. Стоимость всей программы F-35 (разработка и приобретение самолётов участниками программы) на 2021 год уже превысила сумму в 400 миллиардов долларов. И эта сумма не окончательная, а продолжает постоянно расти. Вот и носятся заокеанские дельцы со своим изделием, пытаясь продать самолёт своим европейским партнёрам. Исключительно ради мира на земле, а так ничего личного – просто бизнес.
О конечной цене самолёта можно судить по стоимость польского контракта на F-35. За 32 таких самолёта, которые поставят когда-нибудь, польская государственная казна заплатила 4,6 миллиарда долларов. По 143,75 миллиона долларов за каждый! Условия контракта предусматривают поставку самих самолётов, обучение лётного и инженерно-технического состава, поставку тренажёров.
Только в сумму контракта не включены авиационные средства поражения (вооружение) для новомодных самолётов. За всякие высокоточные бомбы и ракеты официальной Варшаве придётся выложить дополнительную весьма круглую сумму. А ещё придётся платить за запчасти, продление сроков службы самолётов и их модернизацию!
Чего не сделаешь ради трансатлантической солидарности, правда? Только, как оказалось, не все европейцы готовы платить деньги за такие самолёты. Даже тогда, когда их очень настойчиво просят. Совсем недавно, согласно информации, опубликованной в ряде профильных СМИ, стало известно, что власти Испании отказались от покупки самолётов-невидимок F-35. Окончательно и бесповоротно!
Изначально испанские военные планировали закупить американские F-35 для замены истребителей F-18 Hornet различных модификаций, стоящих на вооружении ВВС страны аж с 1986 года. Таких машин в авиационном парке страны насчитывается 85 единиц. Самолёты откровенно старые и нуждающиеся в замене. Даже если бы замена состоялась и проходила хотя бы в пропорции 1 к 2, то испанской казне пришлось бы выложить очень приличную сумму в американских долларах.
Но испанские военные поступили мудро, сказали: "Денег нет!" По данным министерства обороны Испании, инвестиционные обязательства страны предусматривают участие в европейской программе FCAS. Чтобы было понятно, это программа по производству европейских истребителей Eurofighter Typhoon. Денег нет, соответственно об участии в какой-нибудь другой программе по истребителям не может быть и речи.
Довольно приятная новость, правда? А то какого эти американцы суются со своим "пингвином" туда, куда не надо и мешают своим лобби продавать свои самолёты другим? Понятно, что российские "сушки" испанцы никогда не купят (США не дадут), так пусть поддерживают собственного европейского производителя. В общем, благородные испанские кабальеро утёрли нос заносчивым заокеанским ковбоям. Новость радостная!
Однако не всё так просто, как кажется на самом деле. Во-первых, пока неизвестна реакция Вашингтона. Данные "товарищи" могут что-нибудь придумать. Например, протолкнуть на пост премьер-министра Испании своего человека или ввести какие-нибудь санкции. В-вторых, Испания не сможет полностью отказаться от покупки американских самолётов F-35 из-за наличия в составе ВМС авианосца.
Да, именно из-за авианосца Испания всё же будет вынуждена купить партию F-35. Имя этой проблеме (авианосцу) "Хуан Карлос I". Вообще-то, этот корабль водоизмещением 27 тысяч тонн, не является "чистым" авианосцем, а проходит как универсальный десантный корабль-авианосец. Только вот полётная палуба этого корабля длиной 202 метра оснащена... трамплином. Авиагруппа корабля составляет до 30 летательных аппаратов. Среди последних могут быть самолёты вертикального взлёта и посадки AV-8B "Харриер II", а так же вертолёты различных типов (в том числе и тяжёлые).
Кстати, именно "Харриеры" являются основным ударным вооружением авианосца. Но самолёты данного типа безнадёжно устаревают и перестают соответствовать поставленным задачам. Вероятнее всего, к 2030 году Испания останется единственной страной, эксплуатирующей эти "вертикалки".
"Харриеры" надо менять. На что? К сожалению, выбор невелик и он очевиден. В качестве альтернативы могут быть только самолёты F-35B. Главная отличительная черта именно этой модификации – укороченный взлёт и вертикальная посадка.
Так что, как бы не хотели власти Испании отказаться от F-35, сделать этого полностью никак не получится. В любом случае испанской стороне придётся приобретать хотя бы эскадрилью F-35B (12 единиц) для формирования авиакрыла корабля. Весьма сомнительно, что испанские власти оставят корабль, введённый в эксплуатацию ВМС в 2011 году без основной ударной силы.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал)