Впервые об этом певце, композиторе и мультиинструменталисте я услышал в 2015 году от своей сестры, когда она показала мне на телефоне видеоролик с композицией "S.O.S". Честно говоря, я не был готов к тому, что услышал. Смешение жанров и стилей, голосовой диапазон, выходящий за рамки привычного, запредельная артистичность - это было нечто новое, необычное, вообще не похожее на то, что я когда-либо видел и слышал. Помню, что испытал небольшой шок и смятение от встречи с чем-то труднообъяснимым.
Мне доводилось слушать музыку разных стилей и направлений, с годами мои предпочтения менялись, причем, иногда кардинально. Тем не менее, мое представление об уникальных голосовых возможностях человека держалось, как Земля по представлению древних,
на таких трех "слонах", как Има Сумак,
Жанна Рождественская
и Мортен Харкет.
После того видеоролика на моих глазах вокальное мироустройство, формировавшееся у меня десятилетиями, пошатнулось и завалилось на бок. Пока не осела пыль от рухнувшей конструкции, я снова прослушал композицию "S.O.S.", и во время второго прослушивания впечатлился еще больше. Поиски дополнительной информации о певце дали довольно неожиданные и интригующие результаты: оказывается, в самом начале карьеры у себя на родине, в Казахстане, Димаш не был оценен по достоинству, после чего отправился в Китай, где одержал убедительную победу в конкурсном шоу "Певец".
С тех пор я смело могу назвать себя поклонником его творчества. Не фанатом, но поклонником точно. На самом деле, мне нравится музыка другого стиля, но в том, КАК именно Димаш исполняет свои песни, есть нечто, заставляющее меня слушать их по нескольку раз подряд, что для меня большая редкость.
Что же такого есть в песнях Димаша и в нем самом? За счёт чего растет число его поклонников, коих на сегодняшний день насчитывается, по некоторым оценкам, порядка двух миллиардов? В чем феномен такого явления?
Я попробую обойтись без славословий, хотя в отношении Димаша это довольно затруднительно. "Удивительный", "невероятный", "волшебный", "запредельный", "гениальный", "феноменальный", "сногсшибательный", "явление", "не от мира сего", "божественный", "дар божий" (кстати, именно так переводится с казахского фамилия "Кудайберген"), "инопланетный" и даже "безумный" (в хорошем смысле, конечно) - вот что говорят о нем не только простые слушатели, но и профессионалы от музыки. В англоязычной среде появились даже такие термины, как "Dears" и "Dimashified". Первым словом величают себя фанаты Димаша.
Второе же слово означает буквально "одимашенный" или "димашифицированный" и применяют его к тем, кого коснулась и буквально захватила магия его таланта. При этом "одимашенные" слушатели сходятся во мнении, что у него есть абсолютно ВСЕ составляющие успеха.
Начать с того, что у Димаша редкое сочетание природного таланта и работоспособности. У него не только широчайший диапазон (кто-то уже сосчитал, что он составляет семь октав), но и приятный тембр - что на низких нотах, что в среднем регистре, что на самом верху.
Как одно не бывает без другого, так и талант не был бы ничем без усилий по его развитию. Мы знаем множество примеров, когда многие способные и даже чрезвычайно талантливые певцы, вспыхнув яркой звездой в начале карьеры, так же быстро угасали. Кто-то не смог восстановиться после мутации голоса, кому-то не хватило терпения, усердия, настойчивости. Кто-то оказался ленив и, поверив в свою исключительность, не захотел прилагать дополнительных усилий. На примере Димаша видно, что с ним работали и, вероятно, продолжают работать весьма опытные наставники. Большинство профессиональных (в том числе, оперных) певцов сходятся во мнении, что Димаш использует практически весь певческий инструментарий, весь спектр вокальных возможностей и на таком высочайшем профессиональном уровне, что во многих школах вокального мастерства композиции Димаша теперь уже служат не иначе, как учебными пособиями.
Конечно же, нельзя не упомянуть и про внешние данные Димаша, которые не остались незамеченными аудиторией и, в первую очередь, женской.
Мне, как мужчине, сложно судить о том, красив Димаш или нет, но одно могу сказать точно: в нем точно нет той приторности, слащавости, которые выводят их обладателя в приграничную территорию, где разница между полами становится неочевидной. Согласитесь, в современном шоу-бизнесе буквально насаждается культ мужчин с чрезмерно нежными и даже чуть ли не детскими чертами лица - мужчин, которых можно преобразить в женщин за счет незначительных манипуляций с макияжем.
Я бы сказал, что Димаш скорее подходит под описание "восточного принца".
Но не того принца из ближневосточной страны, который владеет нефтяными месторождениями и славится своей коллекцией штучных автомобилей, а другого, в классическом понимании, как из восточных сказок: высокий, стройный, с правильными чертами лица, с соответствующей моторикой и жестами, которые формируют романтический образ.
Подобное сравнение возникло не на пустом месте, поскольку творчество Димаша уходит корнями в национальные восточные традиции. В его репертуаре много песен на казахском языке, а в композициях широко используются народные музыкальные инструменты, народные мотивы, которые в современной аранжировке получают довольно интересное звучание.
Кстати, о репертуаре. Благодаря сотрудничеству Димаша с разными композиторами, его творчество не ограничивается одним или двумя жанрами, и эта разноплановость вовлекает людей самых разных возрастов, социальных статусов, национальностей, конфессий и музыкальных предпочтений.
Отдельных слов заслуживает совместная работа Димаша и Игоря Крутого.
Как справедливо отметил один из блогеров: "Представьте себя на месте композитора, который пишет музыку, ориентируясь на привычный диапазон и голосовые возможности тех певцов, с кем он обычно имеет дело. То есть, на некие ограничения и рамки, выходить за которые у вас не было возможности в силу человеческих возможностей. А теперь представьте, что вы вдруг встречаете такого певца, который не знает границ и способен реализовать буквально все ваши профессиональные замыслы, исполнить мечту, стать недостающим паззлом в вашем творчестве..."
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Игорь Яковлевич вернулся к концертной деятельности и буквально возродился заново.
Сложившийся творческий тандем значительно расширил горизонты представления о музыке и явил миру новые, богатые по звучанию и эмоциональной окраске композиции. Можно сказать, что певец, выходящий за рамки возможного, своими действиями побуждает представителей смежной профессии делать то же самое.
Признаться, раньше я к творчеству Крутого относился очень спокойно. Да, мне нравились некоторые его песни, но поклонником Игоря Яковлевича я никогда не был. Теперь же, слыша его песни в исполнении Димаша, я в корне пересмотрел свое отношение к этому композитору.
А ещё давайте представим себя на месте композитора, который находится в поисках певца с сильным и красивым голосом для исполнения главного саундтрека к фильму. Вы ищете среди тех, кого знаете или о ком слышали, однако чувствуете, что это не совсем то, что вам нужно. Отчаявшись, вы наудачу гуглите "самый красивый голос" и вдруг впервые встречаете имя "Dimash". Вы находите на youtube.com одну композицию, следом вторую, третью и понимаете: вот он! Вы связываетесь с его командой, и ваш проект, который вы почти похоронили, обретает второе дыхание, ваш творческий замысел наконец-то находит свое воплощение. Не правда ли, почти готовый сюжет для фильма? А между тем, это реальная история о том, как итальянский продюсер, режиссер и композитор Пьерджузеппе Дзайа обрел "недостающий паззл" для своего фильма "Создатели: Прошлое".
Говоря о запредельной популярности Димаша, нельзя обойти стороной вопрос о "звездной болезни". Думаю, при такой известности и таких заслугах публика могла бы простить певцу небольшие послабления. Но нет. Такое ощущение, что нарциссизма в нем нет и в помине, а есть лишь скромность, которая либо от природы, либо от воспитания (а может, и то и другое), и ее не нужно демонстрировать, поскольку она, будучи подлинной, становится частью человеческой натуры. Ни разу не видел я на его лице самодовольной улыбки во время исполнения песен. Что-то вроде "А я вот вам сейчас так спою..." Ничего подобного в его манере исполнения нет. Есть преданность профессии, эстетика исполнения и, в то же время, уважение к аудитории, культура общения со слушателями, поклонниками, журналистами и своей командой, культура поведения на сцене и за кулисами.
Давайте посмотрим, как именно Димаш исполняет песню. В каждой из них есть какой-то свой нюанс, штрих, нечто такое, что делает ее запоминающейся и не похожей на остальные. В одной композиции Димаш может "шагать" по четырем или пяти октавам поочередно, как по лесенке. В другой - мгновенно перескакивать от самого низа на самый верх и обратно. Мы уже знаем, что Димаш способен брать и долго удерживать просто запредельно высокие ноты, и мог бы пропеть на них всю песню, но это и не нужно. Димаш использует голос не топорно, а так, как художник рисует красками. Вы слышите попеременно то доверительный шепот, то крик души, чувствуете себя то в опере, то на концерте рок-музыки, то низкий рокот, то свист, то йодль, то рэп.
И, конечно же, Димаш - превосходный актер, чувствующий сцену. Здесь его родная стихия. С точки зрения драматургии, каждая его песня выстроена и спродюсирована очень грамотно. В зависимости от характера песни он или стоит на месте, или в постоянном движении, но при этом его мимика, положение тела, движения рук - всё настолько органично и естественно, как визуальное дополнение песни.
Он буквально проживает песню, вкладывает душу и смысл в каждое слово, настолько сливается с музыкой, растворяется в ней, что сам становится воплощением музыки. При этом он умудряется взаимодействовать одновременно как с огромной аудиторией в целом, так и с каждым отдельно взятым слушателем, как будто ведёт задушевный разговор именно с ним, как будто поет одновременно для всех и для каждого. На несколько минут он вырывает вас из мира суеты и погружает в удивительный мир музыки.
Не случайно во многих его композициях можно услышать эффект сердцебиения. Такое ощущение, что в начале песни певец осторожно берет ваше сердце и держит в руке на протяжении всего исполнения. Звуки, которые он извлекает, начинают вибрировать в твоей душе, разливаться по всему телу то теплой морской волной, то прохладным ветерком, то мурашками по всему телу.
Но вот песня окончена. Димаш осторожно кладет ваше сердце на прежнее место, но слушатели продолжают сидеть с раскрытым ртом или не замечают блаженной улыбки на своем лице, один не может скрыть своего смятения, другой же принимается аплодировать, а кто-то не в силах остановить слезы катарсиса. Наверное, такой и должна быть реакция людей при встрече с прекрасным. В такие минуты мне почему-то вспоминается рассказ Тургенева "Певцы", в котором посетители кабака, люди из разных слоев и разных занятий, присудили победу не тому певцу, кто вызвал их восторг, а тому, кто заставил их плакать.
Что ж, о Димаше можно говорить долго, но несомненно одно - у него действительно есть абсолютно все составляющие успеха. При этом его популярность не имеет ничего общего с хайпом, с модным течением или поветрием. Где-то я вычитал мнение, что аудиторию Димаша составляют женщины той же возрастной категории, что и поклонницы Стаса Михайлова, то есть дамы от 35 и старше. Думаю, подобное замечание могло зародиться в голове безнадежно циничных людей, озабоченных не вопросами творчества, а шумихой вокруг знаменитых певцов. По моим ощущениям, поклонники Димаша Кудайбергена и поклонники Стаса Михайлова живут вообще в параллельных и весьма далеких друг от друга мирах. Нельзя одновременно любить творчество Кудайбергена и Михайлова. Тут "или - или". Почему я в этом уверен?
Если всю историю музыки можно смело поделить на две половины ("до Битлз" и "после Битлз"),
то мировая история вокала также обрела новую точку отсчета - появление Димаша Кудайбергена. Как ни крути, но на данный момент он - ЛУЧШИЙ исполнитель всех времён. Это тот певец, который эмоционально даёт то, что мы недополучали от музыки, но не осознавали этого. Как если бы классическая музыка существовала без Моцарта,
кинематограф - без Чаплина,
живопись - без творцов эпохи Возрождения или импрессионистов.
Как если бы нам казалось, что мы уже видели абсолютно всё на этом свете, но вдруг кто-то открывает ключом потайную дверь, а за ней - портал в другой мир, еще более удивительный.