Я приветствую всех на просторах канала Retro Gamer Geek, меня зовут Глеб, и на этом канале я рассказываю вам о ретро играх, показываю горячо любимые нами с детства игры и знакомлю вас с гик сообществом ретрогейминга.
Это моя первая статья, поэтому прошу не судить строго.
Сегодня мы с вами отправимся назад в прошлое, в то самое беззаботное и радостное наше детство. В годы, когда не было тревог, забот, многих дел. В то время когда мы, приходя из школы, домой садились не за уроки, а за нашу всеми любимую приставку Dendy. Я уверен, что большинство моих подписчиков и тех кто, как и я провел небольшую часть своего сознательного детства в 90-х годах, несомненно, с этой приставкой знаком был. И хоть время тех лет и называют лихим, для нас детей того времени оно прошло незаметно и не нанесло на нас сильный отпечаток событий тогда происходивших. Но вот поток хлынувших из-за рубежа видеоигр в период середины тех самых лихих лет, уж точно в нашей памяти отпечатался и порой бывает приятно поностальгировать о тех светлых в наших умах годах.
Окунаясь в те годы нельзя не вспомнить такое популярное веяние как «пиратство». Сейчас оно до сих пор существует, но в более масштабном формате в виде различных bit- и ru-трекеров.
Однако тогда в середине 90-х годов существовала целая сеть видео-пиратов, продававших видеокассеты ужасного качества и с не менее ужасной, но легендарной одноголосой, гнусавой озвучкой Володарского. Правда, видеокассеты были не единственным творчеством пиратов 90-х. Игры были не просто пиратскими, а нагло преподносились как лицензионные. Сама консоль известная как Dendy была ни чем иным как пиратским клоном и считается исконно русской игровой системой. Ну а как еще, в те годы в нашей с вами стране, никто ни про какие NES и уж тем более Famicom даже не слышал.
Зато Dendy создала себе настолько крутую рекламную компанию, что можно только позавидовать. Чего стоит только одна телепередача Сергея Супонева – «Денди Новая реальность», в которой дядя Сережа рассказывал нам о новинках 8-ми битных игр на данной консоли, а чуть позже в новых сезонах он познакомил нас и с 16-ти битными играми (но это я оставлю для другой статьи).
Была в Росси такая компания как «Stipler», основали ее очень хитрые 5 человек: Андрей Чеглаков, Рустем Ахияров, Владислав Улендеев, Максим Селиванов и гражданин германии Райнер Михлем в 1990-ом году. Переводится кстати Stipler, как «лошадь» приученная к скачкам с препятствиями. В 1992 году в компанию приходит самый хитрый из всех – предприниматель Виктор Савюк и разрабатывает амбициозный и масштабный по тем временам проект.
Парни создают бизнес на пиратстве, притом абсолютно не прикрытом, кстати, вышеупомянутая передача с Супоневым, также их рук дело, они ее активно спонсировали. Дело обстояло так, есть американская и японская игровые системы, берем все лучшее от них и делаем свою, но детали берем в Китае, а сборку производим на Тайване (где, кстати, и делались клоны японских Famicom третьего поколения), так дешевле будет, а потом отправляем готовый товар в Россию и накручиваем цену за импорт. Приставка стала мегапопулярной и Савюк с коллегами озолотились. С играми была та же беда, их также собирали в Китае и привозили к нам с накруткой.
Талисман приставки – слонёнка Денди – нарисовал российский аниматор Иван Максимов.
Приставка получила собственный рекламный ролик на российском телевидении с фразой «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди – играют все!». Рекламный ролик был записан с участием музыкальной группы «Несчастный случай», где музыку написал клавишник Сергей Чекрыжов, а слоган придумал гитарист Андрей Гуваков. Мультипликация для ролика также была сделана с участием группы. За две недели до старта продаж рекламный ролик был выпущен в эфир через компанию «Видео Интернешнл».
Но не цена в этом всем поражает, а то, что в России игр на Dendy было в разы больше чем игр на оригинальных консолях. Да игры не просто копировались, они переписывались на программном уровне, с перекодировкой чипов, это было самое настоящее хакерство. И эти хаки не раз преподносились как оригиналы, через туже программу дяди Сережи. Вот некоторые примеры: Супер Марио 16 и Cупер Контра 6, которые в не перехаченом виде были играми Joe & Mac и Contra Force.
Ну а теперь рассмотрим непосредственно некоторые из Дендевских пираток и то чем они отличались от оригиналов.
Насчет Марио можно говорить бесконечно, вышло больше, наверное 20-ти вариаций этой игры, в то время как оригиналов на NES было три и на Famicom четыре. Это просто нонсенс в игровой индустрии нашего детства. У меня самого было 5 игр про Марио и только одна из них была оригиналом.
Когда-нибудь думали о том, как бы выглядел Марио в Грузии, а в Китае не просто думали, а сделали. Супер Марио 10, или Super Mario 10 Kung Fu, да Марио здесь использует все приемы Джекки Чана, но облик его здесь совсем не напоминает того Марио за которого мы играли раньше, ну не иначе Валико из Мимино.
И Джекки я упомянул не случайно, ведь данная игра является хаком оригинальной игры Jackie Chan's Action Kung-Fu.
Отмечу, что некоторые хаки избавлялись от лейблов Nintendo внутри игры. Как, например, в Докторе Марио и Теннисе.
Следующим творением пиратов моего детсва был первый Ninja Ryukendn, в оригинале конечно же Gaiden, но я рассматриваю данную игру с позиции того самого ребенка который читал названия игр исключительно с наклеек на картриджах, в самой же игре заголовки зачастую были начертаны иероглифами.
Эту игру мы с друзьями называли просто Ниндзя, ну и примечательно, что на западе данная игра выходила под названием Shadow warrior. Так в чем же была изюминка этой игры у нас. Игра была невероятно сложной, это факт, ведь Ниндзя изначально в оригинале разрабатывался как хардкорный и быстрый во всех отношениях боевик. Но на то хардкор и хардкор что в нем нам иногда в качестве бонусов дают различное дополнительное оружие и поверапы (powerup) – что-то вроде улучшений. Так вот некоторые уровни и некоторых боссов пройти без этих самых улучшений довольно сложно, игра неимоверно быстрая и в некоторых случаях помогает поверап неуязвимости. Все бы ничего, да только в пиратской версии игра еще более хардкорная, ведь Китайцы решили, что пройти ее можно и с изначальным мечом не тратя время на сбор упомянутых выше улучшений. Бонусы эти прятались либо в фонариках на первом уровне, либо в насекомых и птицах на втором и третьем соответственно, либо еще где-то на разных уровнях в разных местах.
Но в версии с названием Rukendn все эти фонарики были просто напросто вырезаны. В некоторых местах их, правда, оставили, но расположили на такой высоте, на которую не забраться. Ну а если ты и возьмешь заветный фонарик, то игра предательски зависнет, и кроме кнопки RESET на консоли тебя больше ничто не спасет.
Кто в середине 90-х и начале 2000-х не знал Черепашек Нидзя. Все знали и до сих пор с благоговением ностальгируют по тому самому первому мультфильму 80-х годов, который у нас транслировался в период как раз таки «лихих девяностых». А игра Teenage Mutant Ninja Turtles III: The Manhattan Project, бросала игрокам настоящий вызов. Челлендж состоял в том, чтобы победить неубиваемого главного последнего босса Шреддера. Те счастливчики кому попалась эта версия, наверняка помнят, с какой радостью они добирались до финального босса в не самой простой игре, и думали, что они вот-вот победят, когда тот начинал уже мигать, и как сильно они разочаровывались, когда мигание заканчивалось, и Шреддер атаковал с новыми силами.
В игре, кстати, мигание босса означало то, что ему осталось нанести пару ударов, но только не в Китайском хаке. А все дело в том, что Konami всегда была продуманной компанией и установила специальный защитный код на свою игру, который делал Шреддера бессмертным, при удалении копирайтов с заглавного экрана, как в упомянутом ранее Dr. Mario. Вот такая была защита от пиратов в 90-х.
Golden Axe 3, конечно же я знаю что на Dendy никакой третьей Золотой секиры не было, зато была игра Astyanax, правда опять же рассматривая е со стороны ребенка 90-х это все же была Золотая секира 3.
Ну и, наверное, в ней был самый известный баг ретрогейминга – великий и ужасный ГЛИЧ. В определенный момент игры на экране вдруг начинала происходить полнейшая вакханалия, мир начинал раздваиваться, растраиваться, наполняться новыми символами, цифрами и спрайтами. На экране творилась настоящая каша из пикселей.
Само собой дальнейшее прохождение игры очень сильно этим осложнялось, потому что понимать где, как и куда было сложно. Самые отчаянные игроки могли пробиться сквозь глич, но он не исчезал, а только множился.
Токсичные крестоносцы, которые были основаны по мотивам мультфильма, который в свою очередь был основан на фильме Ллойда Кауфмана и Майкла Херца – Токсичный мститель 1984. Фильм это тот еще трэш категории В, ну он таким впрочем и задумывался и стал культовым получив целых три продолжения.
В игре же на нашей любимой Dendy, главный герой игры Токси из-за глюка был бессмертным, так что игру пройти становилось очень даже просто. Но китайцы не были бы самими собой, если бы не было подвоха. Пройдя все уровни и победив вех боссов, вы приходите на финальный уровень, и первый его акт проходите спокойно, но на следующем экране вам нужно прыгать через пропасти по маленьким розовым островкам.
С первого да я думаю и с пятого раза, сделать это не получится, и вы непременно свалитесь в пропасть, и вуаля Токси все-таки может умереть. Ну как после этого не сломать геймпад и не бросить его в телевизор. Да и играть за бессмертного персонажа очень быстро наскучивает.
Контра пожалуй самая известная игра и рассказ о ее хаках заслуживает отдельной статьи и отдельного разбора каждого из них, так что подробно я расскажу об этой игре уже совсем скоро. Здесь же обмолвлюсь лишь тем что оригинальных игр на NES на западе было три а в Японии две (Contra, Super C и на западе еще Contra Force), а вот у нас с вами их было гораздо больше.
Последний глюк или же баг будет касаться моей самой любимой игры на приставке Dendy о еще одной команде земноводных – Боевые жабы или Battletoads. Игра мега сложная, одна из самых хардкорных игр, чего только стоит уровень на турбобайках, но и в дальнейшем игра проще не становится. Жабы кстати создавались не то, как ответ, не то, как пародия Черепашек ниндзя. Впрочем, и спародировать и ответить получилось. Игра имела большой успех и на западе и на острове в Тихом океане тоже. В нашей стране встречалась часто, однако на многоигровках вы ее не встретите и это довольно странно. Кстати вы не найдете ее и в предустановленных играх на новоделах Dendy и также не найдете ее на картридже 400 или 500 игр в 1, игру сейчас можно найти только на одноигровом картридже либо в комплекте Battletoads 2+3 где будет оригинальная игра и кроссовер с братьями драконами.
Но о том, в каких комплектациях и что из себя представляли разные части одной и той же игры я расскажу в другой статье. Что касается глюка, так это то, что в режиме на двоих игру пройти, не просто сложно, а невозможно! В игре была не только гонка на скутерах на третьем уровне, но и серф, и самолеты и пресловутые одноколесные велосипеды или самокаты.
На уровне где нужно убегать от катящегося за игроками шара, в случае кооператива, если второй игрок садится на свой самокат, то джойстик просто перестает слушаться и ваш друг неминуемо проиграет, кстати, при гибели одного из игроков второй также проигрывает и начинать приходится заново. Благо на пиратских картриджах была небольшая хитрость, которая позволяла оживить вашего товарища: стрелка «вверх» + кнопка «start».
На этом у меня на сегодня все, конечно же, пиратских хаков с глюками и багами было очень много и я уверен, что вы их непременно встречали, поэтому не поленитесь вспомнить и написать о них в комментариях. Спасибо что дочитали до конца, надеюсь, никого не утомил, и вам было интересно. Меня зовут Глеб, это канал Retro Gamer Geek, до новых встреч!