Со стороны кажется, что ресторанный критик — это работа мечты. Ходишь по ресторанам, заказываешь еду, фотографируешь, записываешь впечатления и собираешь лайки и благодарности. Но все не так просто! Анна Брэйн, автор канала «НЕБОРЩИ», рассказала, в чем на самом деле заключается суть работы критика и как сделать по-настоящему интересный обзор ресторана. Эта публикация продолжает нашу серию материалов о фуд-блогинге, которую мы запустили вместе с Институтом гастрономии СФУ.
Кто такой ресторанный критик и чем он занимается
Критик — это гурман, который владеет словом. Он должен оценивать все заведение и все мелочи и всегда понимает, когда рецептура блюда нарушена или с заведением что-то не так. При этом ресторанная критика — это не только рестораны высокой кухни, но и вся многогранность общепита.
Критик ищет недооцененные заведения. Как говорил британский автор Эгон Рони, наша цель — сделать вкусную еду доступной для каждого, а не только для элиты. Часто приходится писать об отвратительных местах, в которых невозможно находиться. Зачем ходить туда, где все заведомо плохо? Поверьте, в забегаловках тоже встречаются бриллианты! Но их можно оценить, если вы научитесь отличать изысканное от посредственного. Это главное кредо профессии.
Критик — это санитар леса. Мы даем повод заведениям задуматься, что с ними не так, что изменить и как стать лучше. Мнение авторитетного критика всегда дойдет до владельца. Бывает, рестораны реагируют положительно, но часто начинают ругаться и обижаться.
Критик — лучший советчик. Раньше люди делились любимыми ресторанами в беседах, а теперь делятся в интернете. Люди часто задаются вопросом, куда сходить вечером и где вкусно поесть. Здорово, когда у них есть какой-то путеводитель.
Как устроен обзор?
Единых правил нет. Я предлагаю свой шаблон, который использую в Дзене я. По моему опыту, такие статьи хорошо читаются.
1️⃣ Лид — короткое описание или затравка, которая дает понять, о чем пойдет речь.
2️⃣ Введение о том, почему вы решили рассказать про это заведение, оценка на Яндекс Картах, отзывы гостей.
3️⃣ Интерьер — описываем все: от плитки на полу до приборов на столе. И не бойтесь фотографировать!
4️⃣ Меню — приводим фотографии страниц.
5️⃣ Описание блюд — самая творческая и интересная часть. Рассказывайте о еде в логическом порядке (закуска, салат, суп, горячее, десерт, напитки) или по мере подачи на стол. Не забудьте показать фотографии!
6️⃣ Чек — он докажет вашу честность перед аудиторией. Учтите, что личные данные, например фамилию официанта, стоит замазать.
7️⃣ Выводы: что вам больше всего запомнилось, стоит ли туда идти? На эти вопросы стоит ответить в самом конце.
8️⃣ Обращение к читателям: поинтересуйтесь, бывали ли они в этом месте, понравились ли им блюда, куда еще стоит сходить.
10 советов для начинающих фуд-блогеров
Не читайте другие статьи о заведении перед походом
Во-первых, это собьет вас с толку. Во-вторых, вы подсознательно можете начать копировать стиль повествования коллег. Вместо этого читайте книги, журналы, смотрите тематические фильмы, чтобы овладеть теоретической базой, узнать, как готовятся те или иные блюда, как устроена кухня и так далее. Все это даст понимание, правильно ли готовится блюдо или нет.
Не наедайтесь
Ни один профессиональный ресторанный критик не будет есть каждое блюдо до конца. Для впечатления достаточно пары ложек, а потом уже рецепторы не такие восприимчивые. При этом вы всегда вправе забрать блюдо с собой.
Разделяйте дружбу и работу
Со временем у ресторанных критиков появляются знакомства в сфере общепита. Это могут быть и пиарщики, и повара, и рестораторы. Вместе с ними появляются просьбы дать анонс или написать комплиментарно об их заведении.
Ходите по заведениям анонимно
В пользу походов инкогнито говорит объективность. Если вы платите за заказ как обычный гость, вас обслуживают как обычного гостя и отчет будет объективнее. Но если вы ходите открыто, то у вас есть возможность пообщаться с шеф-поваром и задать ему вопросы.
Оставайтесь неподкупными
Будьте честными — прежде всего перед самим собой. Конечно, в этом мире все продается и покупается, но, продавая оценки, критик обесценивает себя и зарывает заведение еще глубже.
Работайте над текстом
Ваши заметки должно быть интересно читать, будто бы это роман. Описывайте мельчайшие детали: картины на стенах, декор, обивку мебели, фоновую музыку, — при этом избегайте словесных клише. Мой совет: чтобы не надоедать никому этими характеристиками, попробуйте сравнить вкус блюда с какими-то другими ощущениями из своей жизни.
Ловите инфоповоды
Открытие новых ресторанов, смена владельца, новый шеф — все это поводы, намекающие на то, что заметка будет успешной.
Найдите изюминку
У каждого заведения есть своя особенность, которая может заинтересовать читателя. Или это необычное блюдо, например бургер в пончике или фрикадельки как в «Икее», удивительно низкая или высокая цена на привычные позиции, необычное обслуживание.
Больше практикуйтесь
Чем больше вы интересуетесь едой, чем чаще вы делаете заметки, тем лучше у вас будет получаться. Даже если вы просто идете куда-то пообедать и заказываете пару блюд, сфотографируйте их и запишите свое мнение. Методом проб и ошибок вы шлифуете мастерство. Пробуя еду в самых разных заведениях, вы научитесь понимать, как развивается ресторанная культура, какие блюда и тренды популярны сейчас, чем они интересны.
Полюбите готовить сами
Готовить для себя всегда приятно и интересно. Развивайте вкус, пробуйте разные сочетания: тогда вы сможете ориентироваться в них даже с закрытыми глазами.