Китай, как и Россия, Южная Корея, Пакистан, Турция и США, является странами, создающие самолеты-невидимки пятого поколения. Китай пока единственная страна в Восточной Азии, развернувшая на боевом дежурстве собственный пятый- самолет-невидимка поколения. Однако, известно, что Китай все еще сталкивается с техническими и эксплуатационными проблемами с этими истребителями-невидимками, китайские СМИ объявили о разработке истребителя 6-го поколения типа JX, привлекая внимание военных экспертов.
26 июня 2021 года ВВС Китая направили самолет-невидимку типа J-20 в зону тайваньского конфликта, чтобы в случае необходимости противостоять американским палубным истребителям F-35, F/A-18.
Учитывая различные концепции будущих воздушных операций для истребителей шестого поколения, разрабатываемых крупными западными странами, такими как Соединенные Штаты, и уровень передовых новых материалов, а также исследования и разработки в области аэрокосмической науки и техники, Китай, вероятно, разработает истребитель типа JX. Истребитель 6-го поколения ВВС НОАК.
Ожидается, что возникнут следующие проблемы:
Во-первых, концепция будущих воздушных операций. Начиная с самолетов-невидимок 5-го поколения от концепции воздушного боя для обеспечения воздушной безопасности почти отказались, а истребитель 6-го поколения ориентирован на концепцию будущих воздушных операций для обеспечения господства в воздухе.
Соответственно, истребитель-невидимка 6-го поколения оснащен радаром большой дальности с активной электронной периодической фазированной антенной решеткой (АФАР) и ракетами класса «воздух-воздух/земля/корабль» с дальностью действия до 200 км в соответствии с функцией «стелс». -дальность авиаударов изменена на основную задачу.
Теперь истребитель 6-го поколения будет больше специализироваться на задачах по выводу нескольких БПЛА на поле боя в сопровождении задач информационной разведки и наблюдения (ISR) противника в многодоменных операциях (MDO) и пилотируемых и беспилотных воздушных боях (MUM-T). Это выявлено в исследовании системы будущих боевых задач (FCMS) FCAS, которая будет совместно разработана Германией, Францией и Испанией. Если конечно они выживут в ближайшие год, два. Неровен час, что американский дефолт уничтожит и экономику Европы. Там уж будет не до создания истребителей 6 поколения.
В связи с какой концепцией воздушных операций будет эксплуатироваться истребитель 6-го поколения типа JX, непонятно. Скорее всего он будет просто ведущим командным пунктом беспилотных Дронов.
Во-вторых, развитие двигателя. Двигатели истребителя имеют решающее значение для мастерства воздушного боя, эффективности скрытности и противодействия ракетам противника с тепловым наведением. Китай естественно хоть и освоил полный цикл производства современных авиамоторов, включая титановые лопатки, но двигатель для 6 поколения не создан даже в России и США. У кого китайские конструкторы скопирую? Вопрос остаётся открытым.
Например, в Германии, Франции и Испании с 2019 года новая группа по исследованиям и разработкам двигателей (European Military Engine Team) в составе Dassault, Airbus, Indra Sistemas, MTU и др. разрабатывает новый двигатель для FCAS, сможет ли китайский промышленный шпионаж раздобыть данные по этому проекту тоже не ясно. Но видимо уже закинул удочку в этом направление.
19 августа 2022 года США подписали контракт с компаниями Lockheed Martin и Northrop Group на модернизацию двигателя F135-PW-101 для самолета-невидимки F-35 до программы Next Generation Adaptive Propulsion Program (NGAPP) для NGAD. Mansa, General Electric и Pratt & Whitney продвигают «Программу перехода на адаптивный двигатель» (AETP). Сообщается, что существующий 25% топливный КПД будет повышен до 40%, и он будет установлен в NGAD.
Вполне вероятно, что американцы захотят этот двигатель установить на истребитель 6 поколения. Тогда китайцам просто надо захватить один из F-35 и просто на его базе двигателя создать свое изделие.
29 октября 2021 года самолет-невидимка типа J-35, который позволит модернизировать самолет-невидимку типа FC-31 до авианосца-носителя, будет оснащен двигателем типа WS-13 от компании Guzhou Aerospace Engine Development Company. вместо российского двигателя типа РД-93.сообщено делать. Однако 27 марта издание «Aviation Week» сообщило: «Все эти двигатели WS находятся на уровне реконструированных российских двигателей и по-прежнему являются ключевыми в области изменения вектора тяги для обеспечения маневренности и стабилизации фюзеляжа после удаления хвостового оперения.
Вот в свете этих событий скорее всего Китай заимствует опять таки российские разработки. Опять же при условии, что с ними поделятся.
Газета The Diplomat от 20 сентября 2019 года сообщила, что ВВС Китая предпочитают двигатели российского производства двигателям типа WS и в настоящее время попеременно эксплуатируют двигатели российского производства и независимые двигатели. В этих условиях до сих пор нет сообщений о том, что Китай разрабатывает новый двигатель для истребителя 6-го поколения типа JX, и ожидается, что двигатель типа WS-15 будет модернизирован и установлен.
В-третьих, передовые исследования в области аэрокосмической науки и техники. Крупные страны Россия, США и Европейского Союза разрабатывают алгоритмы, программное обеспечение, полупроводники, новые материалы для сверхлегкого фюзеляжа, искусственный интеллект и машинное обучение для МУМ-Т и беспилотных летательных аппаратов, которые будут применяться в истребителях 6-го поколения.
Китай пока в этом плане существенно отстаёт, хотя уже и сообщили китайские СМИ, что будет превосходить американский NGAD 6-го поколения, не раскрывая никаких подробных планов исследований в области аэрокосмической науки и техники.