Этот текст изначально задумывался как профессиональное эссе. Тем не менее, ничто не мешает раскрыть идею чуть шире – с целью помочь взыскательным клиентам, которые не только работают с психологом/психотерапевтом, но и собирают информацию о принципах, на которых строится психологическая работа.
Итак, для начала определимся с понятием.
Необъективность. Каким смыслом мы наделяем это слово, когда говорим о ком-то "необъективном"? Мы говорим в этот момент о целом комплексе ощущений, в основе которых может лежать наше недоверие.
Короткая формула: "Мой психолог необъективен" может раскрыться ощущением небезопасности. И ошибочности собственного выбора – "Возможно, он не помогает мне на самом деле. Возможно, я виноват – доверился не тому".
Все, о чем сказано выше – чувства. Чувства, которые вы, как клиент, можете испытывать по отношению к вашему психологу. О возможных причинах их возникновения поговорим чуть позже – это тема, требующая отдельной статьи, даже скорее – серии статей.
Но что же происходит в отношениях с клиентами с нами – помогающими специалистами? Какие чувства доступны для нас, в процессе сессий и между ними?
Скажу прямо – мы тоже люди. И мы совершенно также подвержены чувствам разного рода. И у нас также есть собственный жизненный опыт – разный, в том числе такой, благодаря которому мы выбрали профессию.
И сейчас я введу понятие, с которого начинается профессиональное описание.
контрперенос или перенос аналитика
Мне близок взгляд на контрперенос, который предложила Паула Хайманн: "Контрперенос это тотальный ответ аналитика на клиента."
Это совокупность всех осознанных и бессознательных реакций в ходе аналитической работы.
Классический психоанализ рассматривает перенос аналитика изолированно – как бессознательную реакцию на перенос клиента,
[где перенос – это сильные чувства клиента, адресованные аналитику, но имеющие изначальным объектом значимую фигуру из прошлого – родителя, родственника, учителя и др.] (не забываем про "необъективность").
Так контрперенос оценивается как негативное явление, мешающее "беспристрастному" аналитическому процессу. При таком подходе предполагается, что мастерство аналитика проявляется в умении распознавать контрперенос и исключать собственные эмоциональные реакции из рабочего процесса.
По примеру Хайманн мы можем расширить свое понимание наших реакций на клиента. Если принять, что перенос аналитика неизбежен, то есть смысл попытаться превратить его в инструмент более полного понимания клиента. При наблюдении своих реакций на клиента аналитик получает возможность сопоставить их с тем, что сообщает ему клиент о своих внешних отношениях.
Клиент ощущает себя скучным для других – совпадает ли это с нашим впечатлением?
Если да, то почему? Этот вопрос мы адресуем себе, начиная процесс самоанализа внутри отношений с клиентом.
Если нет, то почему? Этот вопрос позволяет приступить к анализу реальности клиента, учитывая полный спектр его переживаний – чувства, мысли, традиции и личный опыт, опасения и ожидания.
Итак, термин "перенос аналитика" видится мне более объемным и полным, нежели классический "контрперенос". И я предлагаю рассматривать сам феномен как полезное явление – необходимый инструмент в нашей аналитической работе.
Но что же с вопросом из заголовка?
Здесь я предлагаю вернуться к знаниям о процессе терапии изнутри и попытке адаптировать их в практические рекомендации для клиентов.
Не спешите уходить. Совместный поиск ответов на личные вопросы в отношениях со специалистом – приближает к достижению одной из главных задач – обнаружению и разрешению внутреннего конфликта, который привел вас в терапию.
Разговор с целью прояснить отношения со своим психологом – это глубокий этап совместной работы. Да, бывает так, что специалист не способен эффективно выдерживать собственные чувства по отношению к конкретному клиенту. При этом, с другими клиентами такого может не происходить. Как бы то ни было, дайте вашим отношениям время. Но помните – решение о продолжении или прекращении терапии – за вами.
Если сейчас вы находитесь в поиске своего психолога – psihoanaliz.online – это мой сайт, через который вы можете связаться со мной, и мы сможем узнать, насколько мы подходим друг другу.
P.S. для профессионалов: Следует ли говорить с клиентом о своих переносных реакциях?
Я считаю, что да. Однако, это должно быть своевременно.
Найти наилучший момент и слова для такого обсуждения, на мой взгляд – один из аспектов профессионализма аналитика.