Конструктивизм основан на идеях американского философа Эрнста фон Глазерсфельда, который сформировал два принципа – знание не должно быть пассивно полученным, а активно построенным познающим субьектом, активная познавательная деятельность должна или может привести к истинному представлению об объективном мире.
Конструктивизм в обучении возник в начале XX века в России и был связан с именами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и других психологов и педагогов. Они считали, что обучение должно быть ориентировано на активное участие ученика в процессе обучения, а не на пассивное усвоение знаний.
👁🗨 Принципы конструктивизма
- Конструктивисты утверждали, что знания не могут быть переданы просто через слова или книги, а должны быть построены учеником самостоятельно на основе опыта и активного участия в процессе обучения. Они разработали методики, которые позволяют ученикам самостоятельно исследовать предметы и явления, формулировать гипотезы и проверять их на практике.
- Конструктивисты также придавали большое значение социальной среде, в которой происходит обучение. Они считали, что ученики должны работать в группах и общаться друг с другом, чтобы развивать свои навыки социального взаимодействия и учиться решать проблемы вместе.
- Конструктивизм оказал значительное влияние на развитие образования в России и за ее пределами. Сегодня многие школы и университеты используют конструктивистские методики обучения, чтобы помочь студентам развивать свои навыки критического мышления, самостоятельности и творчества.
Суть конструктивизма в обучении заключается в том, что ученики должны активно участвовать в процессе обучения, строить свои знания на основе опыта и самостоятельно исследовать предметы и явления.
Шастун Тамара Александровна, преподаватель кафедры математики факультета Информационных систем и программирования Университета «Синергия»