Найти тему
Как на самом-то деле?

Так ли страшна «Тень шторма», как ею пугают?

Дисклеммер

Данная статья является полной версией моей статьи "Куда теперь нацелилась «Тень шторма», опубликованной в еженедельнике "Звезда". Публикуется с разрешения редакции

Итак, 12-го мая произведены первые удары украинской стороной по российскому городу Луганск британскими ракетами Storm Shadow. Через день были сбиты семь, ещё через пару одной из четырёх КР, запущенных в компании трёх ложных целей, удалось прорваться в Бердянск и разрушить столовую.

Почему крылатые ракеты заставляют о себе так много говорить президентов и генералов, журналистов и домохозяек, специалистов в военном деле и полных в нём профанов? Чем так обнадёживают они тех, у кого они есть на вооружении; и одновременно пугают тех, у кого нет способов от них спастись?

Тремя основными факторами:

1. Высокая точность – промах без оптической системы наведения до 80 м, а с ней до 10 м (реально меньше).

2. Малые размеры - читай малая ЭПР (эффективная отражающая поверхность) - до 0.1 м2, на частотах ЗРК и бортовых РЛС истребителей, и предельно малая высота полёта, что облегчает прорыв ПВО.

3. Возможность массированного применения в ВНО - воздушной наступательной операции.

Не буду про красные или какие ещё линии говорить. Я не политолог, я военный и технический эксперт. Расскажу только о том, что это за оружие. Не только о поставленных Украине ракетах. В общем виде, поскольку мы имеем шанс увидеть и ракеты других типов.

Что такое «крылатая ракета» (далее также КР)?

Прежде всего это и не ракета вовсе. Это, если быть буквоедом. Это скорее так модный в последнее время беспилотный самолёт. В самом деле – у неё аэродинамический способ поддержания в воздухе, нет ракетного двигателя – обычный турбореактивный, работающий на простом авиационном керосине.

Автор: Duch. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=126562697
Автор: Duch. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=126562697

Турбореактивный двигатель Microturbo TRI 60-30, используемый на Storm Shadow, Аэрокосмический музей Сафран

После пуска ракета по данным инерциальной навигационной системы (ИНС – это набор внутренних датчиков – гироскопов, акселерометров и датчиков скоростей. От РЭБ никак не зависит), корректируемой по GPS, выходит в «районы коррекции». Это участки суши размером примерно 48х7 км, которые перед боевыми действиями многократно и тщательно картированы радиолокаторами со спутников и «гражданских» лайнеров.

Источник: missilery.info
Источник: missilery.info

Районы коррекции и выход крылатой ракеты к цели.

В этих районах уже система наведения TERCOM сравнивает то, что «видит» радиовысотомер ракеты, и данные РЛ картирования из памяти и корректирует курс КР. Таких районов коррекции может быть до десяти. За несколько километров до цели ракета выполняет маневр «горка» - набирает 1-2 километра высоты и в дело вступает система наведения на конечном участке DSMAC. Она сравнивает портрет цели уже в оптическом или инфракрасном диапазоне с имеющимся в памяти. Откуда он там берётся? Да оттуда же – фотографирование со спутников в высоком разрешении или с пролетавших мимо самолётов. «Горка» способствует сближению ракурсов на цель с орбиты и с КР.

Коллаж автора
Коллаж автора

Таким образом точность наведения ракет с использованием DSMAC достигает 10 метров. Без неё – например цель прикрыта дымами или просто низкая облачность, туман, точность ухудшится до 80 метров.

Воздействовать на эту систему наведения средствами РЭБ можно лишь весьма ограниченно. Способов немного.

- Если нам известны их районы коррекции, то можно их РЛ портрет исказить установкой уголковых отражателей;

- Можно ставить помехи радиовысотомеру;

- Можно нарушать работу системы GPS, но лучше уничтожить все её спутники. Признаю. Шутка неудачная.

Итак, что собой представляет ракета Storm Shadow, она же Scalp EG по французскому обозначению?

Автор: Corrado Baldassi. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1355545
Автор: Corrado Baldassi. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1355545

Ракета Storm Shadow в Музее Королевских ВВС в Лондоне

Это малоразмерный летательный аппарат самолётного типа, способный осуществлять полёт в режиме огибания рельефа местности на высоте 30-40 м и скоростях от крейсерской 850 км/ч до 1000 км/ч. Нужно понимать, что на сильно пересечённой местности высота будет значительно больше.

Большинство ракет предназначены для поражения заглублённых или высокопрочных сооружений, поэтому у них боевая часть тандемного типа весом около 450 кг. Она состоит из двух зарядов – первый должен разрушить стену сооружения или пробить грунт, а второй произвести уже внутренние разрушения. Использование ракет против открыто стоящих зданий – расточительство.

Основными носителями их должны быть истребители-бомбардировщики. На Украине переоборудование под носители прошли, видимо, самолёты Су-24 и Су-27. С наибольшей вероятностью Су-24. Вопреки общему мнению, что это сложнейшая переделка скажу – нет. Это достаточно простой «апгрейд» бомбардировщика. Если вводить полётное задание в систему наведения ещё на аэродроме, то от самолёта требуется только немного электропитания перед пуском, а от лётчиков только точный выход в точку пуска с нужным курсом и высотой.

Относительно дальности пуска ракет мнения экспертов разошлись. Вариант «для себя» предполагает, что дальность может достигать 560 км, а экспортный вариант – ограничение до 290 км. Какие поставлены ВСУ, точной информации нет.

Всеми комментаторами упускается один важный момент. Обсуждается только применение этих ракет с бомбардировщиков. Однако французы сделали морской вариант ракеты.

Источник: https://www.planetnew.ru/articles/39469-udar-po-sirii-razbor-zheleza.html
Источник: https://www.planetnew.ru/articles/39469-udar-po-sirii-razbor-zheleza.html

Ракета Scalp EG – французский морской вариант Storm shadow.

В хвосте ракеты виден стартовый ускоритель, который поднимает и разгоняет ракету и вот уже бомбардировщик не нужен. Чем отличается палуба корабля от суши? Только тем, что качается. Поэтому сварить из ржавых уголков примитивную наземную пусковую не составляет никакого труда. Ввод полётного задания можно сделать из простого ноутбука. Ах да! Ещё нужно целеуказание и данные по районам коррекции от Пентагона. Ну с этим терминалы Илона Маска справятся.

Что в итоге? В итоге из 200-т уже поставленных и 400-т обещанных ракет часть может оказаться с наземным пуском. Подвезти такую вместе с пусковой к линии боевого соприкосновения можно очень близко. И практически незаметно.

Всего произведено около 3000 ракет Storm Shadow. Сколько передадут Украине? Трудно сказать.

Заметим также, что Британии поставлялись американские крылатые ракеты Tomahawk Block III. Проблем с разрешением США на реэкспорт, видимо не будет. Так что, после прощупывания нашей реакции на применение Storm Shadow, предполагаю, вполне реально и их увидеть в нашем небе.

Как бороться с этим злом?

Впервые крылатые ракеты были применены США в операции Буря в пустыне при бомбардировках Ирака. Впоследствии американцы широко применяли их и на Ближнем Востоке, и в Европе против Югославии.

Этот вид оружия олицетворяет желание США наносить удары по противнику и не получать сдачи. Ракеты применяются с кораблей, подводных лодок, бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков. Пуски производятся издалека, носители не входят в зону поражения ПВО или морских сил страны-жертвы. А операторы сидят на комфортных рабочих местах и собой не рискуют.

Обсуждаемые же нами ракеты Storm Shadow впервые были применены в Сирии в 2018-м году. Результаты такие – из 10 пусков один неудачный, ракета не сошла с пилона истребителя Рафаль. 9 были сбиты. Одна сбитая, невзорвавшаяся и наименее повреждённая доставлена в Москву.

Советская система ПВО с момента появления первых крылатых ракет, точнее ещё до этого, параллельно с их разработкой готовилась к борьбе с ними. Разработчикам ЗРК С-300 ставились требования – создать комплекс, способный бороться и с крылатыми ракетами, и с аэробаллистическими типа AGM-69 SRAM. С последними у американцев именно срам и вышел. Их дальность была всего 400 км (более поздняя модель AGM-131 SRAM II), против 2600 км у авиационных КР AGM-86, поэтому ВВС горячо поддержали дальнобойные крылатые. SRAM быстро сошли на нет.

Однако наши разработчики выполнили эти противоречивые требования и С-300 получил возможность борьбы как с баллистическими целями, так и с крылатыми ракетами.

Самой большой сложностью в борьбе с КР является не их малая ЭПР, а их предельно малая высота полёта. Именно с появлением крылатых ракет возникла потребность поднимать антенные посты РЛС как можно выше для увеличения дальности обнаружения целей на ПМВ – предельно малых высотах. Если раньше это решалось путём расположения позиций ПВО на господствующих высотах, то с появлением КР стали внедряться разнообразные вышки для этого. Вот как это было ещё в 80-е годы прошлого века.

Коллаж автора
Коллаж автора

Вышки 40В6МД. Высота центра антенны РЛС разных типов примерно 40 м.

Более того!

При разработке истребителя МиГ-31 тоже ставилась первоочередная задача – борьба с крылатыми ракетами.

Получается, ещё в прошлом веке наша противовоздушная оборона была готова бороться с этим средством воздушного нападения вероятного противника.

А что же сейчас?

Да, крылатая ракета – цель трудная. Прежде всего трудная для обнаружения. Сокращение армии не могло не коснуться системы ПВО. Были расформированы многие подразделения и части РТВ. Достигнутое с таким трудом практически полное радиолокационное покрытие на ПМВ в европейской части страны было в значительной мере утрачено. Хроническое недофинансирование разработчиков и производителей самолётов ДРЛО А-50 не позволило реализовать в нём все нужные параметры и функции. До сих пор у него проблемы по взаимодействию с наземным элементом системы, нет прямой цифровой связи с дивизионами. Это частично решено в самолёте А-100. Но ведь он всего один, да и старых А-50 из 31-го оставшихся после СССР, сейчас в строю поддерживается чуть более 10-ти.

Немного помогают заложенные в МиГ-31 и Су-30 возможности передавать наблюдаемую ими воздушную обстановку наземным КП. Но они «видят» её только в передней полусфере, для полноценного выполнения функций ДРЛО их нужно держать в воздухе эскадрильями.

Не помогут и предлагаемые некоторыми комментаторами привязные аэростаты. На них не поставить мощные РЛС с хорошими антенными системами.

Что же делать?

Путей решения проблемы немного. Точнее всего два.

- Срочно дорабатывать существующий А-100 с учётом опыта эксплуатации и участия в боевых действиях в СВО. И запускать в большую серию. Нужен целый флот таких самолётов.

- Ставить на высокие – порядка 100 м вышки, доработанные радиолокационные станции, например на базе 48Я6-К1 «Подлет».

Автор: Vitaly V. Kuzmin. http://www.vitalykuzmin.net/Military/ARMY-2016-Static-part3/, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52019563
Автор: Vitaly V. Kuzmin. http://www.vitalykuzmin.net/Military/ARMY-2016-Static-part3/, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52019563

Ну а средств поражения КР у нас достаточно. Качественно. Но количественно ещё паять и паять ЗРК, клепать и клепать самолёты. А также рожать и выращивать будущих воинов для Системы. ПВО никогда не бывает слишком много. Войска эти нужно увеличивать кратно. Но это требует гигантских ресурсов. Это моё мнение.

КР совсем несложная цель для любого типа ЗРК. От Тора и Панциря до С-400 и С-500. А также для всех типов истребителей. Если КР войдёт в зону поражения при заранее полученном ЦУ от средств обнаружения, то будет гарантированно уничтожена. И одновременное применение противником ложных целей для «отвлечения» - смешной дилетантский термин, ничем противнику не поможет.

Но дотошный читатель спросит – а как же прилёты в Луганске? Отвечу – это только подтверждает вышесказанное. ПВО всегда будет как тришкин кафтан. И здесь нужно прикрыть и там. Но где взять офицеров и солдат, технику?

В Луганске и Бердянске, по-видимому, как раз чего-то и не хватило.

-8

Простой способ перевести:

https://yoomoney.ru/bill/pay/gm6SQQBobWc.230302