Советская конструкторская мысль по праву считалась одной из самых передовых в мире. Возможно, даже самой передовой. Почему? Ответ на этот вопрос на поверхности. Достаточно вспомнить о том, что собой представляла Российская империя до революции 1917 года. А была наша страна аграрным государством, только ставшим на путь индустриализации. В то же время ведущие страны Запада (Англия и Франция) значительно опережали Россию в технологическом развитии.
И что произошло после прихода к власти большевиков? Индустриализация и промышленный рост. Ускоренными темпами и в довольно ограниченные временные отрезки, в те самые пятилетки. При этом индустриализация сопровождалась тотальным повышением уровня образования населения СССР. Конечно, развитие страны было не без перегибов со стороны правящей верхушки, но сейчас не об этом, а о конкретных результатах. Зато результаты налицо.
Достаточно напомнить о том, что Советский Союз как государство был юридически оформлен только в 1922 году. Потом была страшная Великая Отечественная война, после которого государство вынуждено было ударными темпами восстанавливаться. Зато в послевоенные годы СССР уже был супердержавой. В 1957 году запустил в космос первый искусственный спутник Земли, а уже 1961 году в космос полетел первый в мире космонавт. Между прочим, советский человек. Все эти ракеты так и остались бы мечтой без советских конструкторов. А откуда этим конструкторам было взяться без совершенной системы образования?
Кстати, о ракетах. О Юрии Алексеевиче Гагарине – первом космонавте Земли знает любой ребёнок. А о том, что в СССР была построена уникальная ракета, которую потом никто не смог повторить, осведомлены немногие. Данная ракета существовала не в рамках проекта на бумаге, а была воплощена в металле. Её уникальность в том, что она предназначалась для полёта на Луну. А уникальность заключается в том, что это была супперракета. Её стартовая масса достигала 2735 тонн (2950 тонн в варианте Н-1Ф), масса полезной нагрузки – 100 тонн, а высота (при установке ракеты на стартовый стол) достигала 105 метров!
Разработка ракеты, которая получила обозначение Н-1, была начата в первой половине 60-х годов прошлого столетия. Её главным конструктором стал легендарный Сергей Королёв. После смерти Королёва его сменил Василий Мишин.
Собственно, сама ракета изначально никак не предназначалась для лунного полёта. Ракета предназначалась для того, чтобы вывести на околоземную орбиту тяжёлую орбитальную станцию. Масса последней достигала 75 тонн. В свою очередь, из таких станций планировали собрать... межпланетный космический корабль для полёта к Венере и Марсу. Каково? Это к вопросу о советской конструкторской мысли.
Но полёт к дальним планетам так и не состоялся. Впрочем, как и не состоялось строительство межпланетного космолёта. Помешала космическая гонка между США и СССР, точнее, первенство за высадку на поверхность Луны. Для советского руководства было крайне важным, чтобы именно советские космонавты первыми ступили на поверхность спутника Земли.
Необходимо отметить, что ни советские, ни американские космические аппараты так далеко (к Луне) на тот момент не летали.
После пересмотра ближнесрочных космических планов было решено, что именно ракета Н-1 станет носителем для двухместного космического аппарата. Особого внимания заслуживает конструкция ракеты. Она была моноблочной, оснащалась несколькими жидкостными двигателями. Топливо для полёта (само горючее и окислитель) размещалось в шести подвесных баках. Ракета имела целых пять ступеней. Поэтому полёт к Луне должен был проходить в два этапа. На первом этапе три ступени (блоки А, Б, В) должны были вывести космический аппарат на околоземную орбиту. Остальные две ступени (блоки Г и Д) должны были доставить аппарат к лунной поверхности.
Испытания суперракеты начались в 1965 году, однако практические пуски были начаты только четыре года спустя, в 1969 году. Всего было произведено четыре таких пуска. Все они закончились неудачно из-за проблем с первой ступенью. Таких неудач можно было бы избежать, если бы перед лётными испытаниям были проведены стендовые. Они дали бы возможность исправить ошибки в конструкции. Но кто-то в руководстве страны счёл такие испытания чересчур дорогими. Политики сами не осознавали, что они хотят получить: либо поддержание высокого статуса космической державы, либо сэкономить. Неудачные пуски стали предпосылкой к тому, что первый полёт на Луну совершили США. Их астронавт ступил на поверхность спутника Земли в июле 1969 года.
Если говорить о стоимости всей программы Н-1, то за все годы она обошлась бюджету СССР в сумму около 6 миллиардов советских рублей. Все работы по данной программе были окончательно свёрнуты в 1974 году.
Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации!