В последнее время, говоря о детско-родительских отношениях, часто упоминают термин «контейнирование эмоций». Среди психологов есть противники метода и те, кто его поддерживает. У обоих сторон есть свои обоснования.
Мне кажется, что этот метод способствует развитию эмоционального интеллекта у детей и... родителей тоже.
Что же это «контейнировать эмоции»?
— Не брать на себя ответственность за эмоции ребёнка;
— Не решать за ребёнка проблему реагирования, чтобы избавить от неприятных и/или сильных чувств.
Я понимаю эмоциональное контейнирование так:
— Признать эмоции и чувства у ребёнка и дать им имя.
— Принять эмоции и чувства, не обесценивая (Ну какая ерунда! Нашёл из-за чего расстраиваться) и не накладывая запрет на их выражение (Чего ты разнылся? Мужчины не плачут!)
— Объяснить значение эмоции, ее пользу и вред, для чего она служит и что делать, когда ее слишком много и она мешает жить.
— Важно помнить о границах. Родительская эмоция — только родительская. А эмоция ребёнка принадлежит только ему.
Я не вешаю на тебя свои эмоции, как и ты на меня свои. Мы делимся эмоциями, в том смысле, что раскрываем собственные чувства без страха быть осмеянным или обесцененным.
Именно этот опыт ребёнок понесёт в мир и в отношения с другими людьми.
Если родитель хватается за сердце, замечая грусть или тревогу ребёнка, не надо сразу лезть к нему с инструментами и раскрытым настежь контейнером.
Возможно, это проекция ваших чувств.
Возможно, ребёнок просто глубоко задумался.
Возможно, ребёнок пытается справиться самостоятельно.
В таких случаях достаточно заметить настроение ребёнка, сказав о своих чувствах:
«Я заметил(а), что ты не такой, как обычно, и мне показалось, ты грустишь. Если тебя что-то волнует, я всегда готова выслушать тебя».
Это и есть соблюдение личных границ.
Вам что-нибудь отзывается?
Что вы чувствуете сейчас?
Автор: Юлия Петрова, психолог
Фотография: Amy Humphries, Unsplash