Найти в Дзене

Контейнер для детских эмоций

Amy Humphries
Amy Humphries

В последнее время, говоря о детско-родительских отношениях, часто упоминают термин «контейнирование эмоций». Среди психологов есть противники метода и те, кто его поддерживает. У обоих сторон есть свои обоснования.

Мне кажется, что этот метод способствует развитию эмоционального интеллекта у детей и... родителей тоже.

Что же это «контейнировать эмоции»?

— Не брать на себя ответственность за эмоции ребёнка;
— Не решать за ребёнка проблему реагирования, чтобы избавить от неприятных и/или сильных чувств.

Я понимаю эмоциональное контейнирование так:

— Признать эмоции и чувства у ребёнка и дать им имя.

— Принять эмоции и чувства, не обесценивая (Ну какая ерунда! Нашёл из-за чего расстраиваться) и не накладывая запрет на их выражение (Чего ты разнылся? Мужчины не плачут!)

— Объяснить значение эмоции, ее пользу и вред, для чего она служит и что делать, когда ее слишком много и она мешает жить.

— Важно помнить о границах. Родительская эмоция — только родительская. А эмоция ребёнка принадлежит только ему.
Я не вешаю на тебя свои эмоции, как и ты на меня свои. Мы делимся эмоциями, в том смысле, что раскрываем собственные чувства без страха быть осмеянным или обесцененным.

Именно этот опыт ребёнок понесёт в мир и в отношения с другими людьми.

Если родитель хватается за сердце, замечая грусть или тревогу ребёнка, не надо сразу лезть к нему с инструментами и раскрытым настежь контейнером.

Возможно, это проекция ваших чувств.
Возможно, ребёнок просто глубоко задумался.
Возможно, ребёнок пытается справиться самостоятельно.

В таких случаях достаточно заметить настроение ребёнка, сказав о своих чувствах:

«Я заметил(а), что ты не такой, как обычно, и мне показалось, ты грустишь. Если тебя что-то волнует, я всегда готова выслушать тебя».

Это и есть соблюдение личных границ.

Вам что-нибудь отзывается?
Что вы чувствуете сейчас?

Автор: Юлия Петрова, психолог

Фотография: Amy Humphries, Unsplash