Вообразите себе: несколько десятилетий после распада Советского Союза нефтедобывающий комплекс считался одним из самых богатых, таковым он считается и по сей день. Нефтяные магнаты купаются в деньгах, сидя верхом на прибыльной жиле, принадлежащей российскому народу. Власти оказывают им всестороннюю поддержку и платят, чтобы они не повышали цены на бензин для населения. Нефтяные толстосумы, в свою очередь, отчитываются перед президентом о том, сколько всего сделано, модернизировано и построено, а также рассказывают, какой отличный бензин они производят.
Это была бы идеальная картина, если бы эти отчеты не оказались «липой»: все, что в них говорилось, было сделано, но не у нас. Как оказалось, все баснословные доходы руководители нефтяных компаний выводили за границу под видом инвестиций в иностранные разработки. И действительно, вкладывали, но в их решения, а должны были развивать наши. И никого это до определенной поры не волновало, об этом никто бы так и не узнал, если бы не ситуация, которая сейчас сложилась в мире. Все открылось, когда стало невозможно ничего привезти из-за границы. Оказалось, что из-за этих «инвестиций» россияне и вовсе могут остаться без топлива: в стране может пропасть 95-й, 98-й и даже 92-й бензин.
Все дело в том, что присадки, которые добавляются в примитивное топливо с целью получения этих марок бензина, у нас в стране просто не производят, а теперь и привезти их неоткуда. Мы остались ни с чем. Выражаясь по-русски, сели в калошу. Это стало проблемой национального масштаба: и крестьянин, и чиновник, и губернатор задались вопросом: где взять бензин? Недолго думая, власти предложили одну очень незамысловатую, но опасную затею – добавлять присадку монометиланилин (ММА) для изготовления бензина нужной марки. Эта присадка использовалась еще в 50-х годах прошлого столетия, и ей без малого 70 лет. При этом она является очень токсичной и опасной не только для окружающей среды, но и для населения. Что будет с нами и нашей экологией, если токсины от горения присадки будут идти из каждой выхлопной трубы автомобиля, которых в России свыше 64 миллионов? В этом случает концентрация этого вещества будет в тысячи раз превышать максимально допустимые показатели.
Вся эта ситуация говорит о том, что за 30 лет отечественные нефтяные компании фактически ничего не сделали для развития российской отрасли. Они только зарабатывали и выводили деньги. Более того, они вернули нас на 70 лет назад, а от проводимой «модернизации» у нас только дырка от бублика осталась.
Несмотря на эту сюрреалистичную ситуацию, вмешательство в деятельность предприятий нефтедобывающего сектора нужно проводить аккуратно, последовательно. Не оставляя без ответа такое положение дел , необходимо внести ряд поправок в законодательство, регулирующее деятельность этих компаний. В их числе например - налоговое регулирование. Например, если нефтеперерабатывающее предприятие построило завод в России, деятельность которого завязана на зарубежных составляющих, компонентах, оборудовании или специалистах, оно должно будет платить налоги по повышенной ставке, то есть отвечать за свою «любовь к Западу» деньгами. При этом полностью независимое предприятие будет платить обычные налоги без какой-либо надбавки. Подобные методы урегулирования следует ввести на всех уровнях и стадиях переработки и добычи нефти, чтобы максимально отвязать отечественные компании от импорта и, наконец, разрушить эту порочную зависимость, не разрушая саму отрасль.