В мае 1872 года на свет родилась девочка, которой суждено было стать едва ли не самым популярным автором в дореволюционной России, первой русской юмористкой. Звали её Надежда Александровна Лохвицкая. Тэффи - псевдоним, который писательница придумала ещё до того, как начала публиковать свои рассказы.
О чём её истории? О любви и измене, о семейной жизни, о различных курьёзных ситуациях, которые порой приключаются с каждым из нас.
В честь дня рождения Надежды Александровны (о точной дате которого до сих пор спорят исследователи) предлагаю познакомиться с ней поближе.
1. Тэффи всячески скрывала свой возраст - стильно и молодёжно (по тем временам) одевалась, ретушировала свои фотографии и чувствовала себя тридцатилетней начиная от тридцатилетия и далее по жизни.
2. Конфеты "Тэффи" носят такое название благодаря автору. Когда ей принесли коробку конфет, названных в её честь, Тэффи умудрилась съесть их столько, что пришлось вызывать врача. Позже она иронически скажет об этом случае: "объелась славы".
3. В честь автора также были названы духи, которые пользовались популярностью у девушек того времени.
4. Её рассказы и заметки печатали в журналах "Сатирикон" и "Новый Сатирикон", что и принесло Тэффи популярность - журналы были наиболее читаемыми изданиями в стране.
5. Юморески Тэффи горячо любил сам Николай II.
6. После Революции писательница эмигрировала и продолжила творческую карьеру: её книги выходили в Париже и Берлине. Правда, из рассказов ушли лёгкость и непринуждённость - стало больше светлой грусти.
7. Тэффи обожала кошек и говорила, что с подозрением относится к тем людям, кто их не любит.
8. Писательниц Лохвицких на самом деле было двое: сестра Тэффи, Мирра, тоже была очень популярна благодаря своим стихам. Собственно, поэтому Надежда и взяла себе псевдоним - чтобы у читателей не было путаницы.
"Взяли моё стихотворение и отнесли его в иллюстрированный журнал, не говоря мне об этом ни слова. А потом принесли номер журнала, где стихотворение напечатано, что очень меня рассердило. Я тогда печататься не хотела, потому что одна из моих старших сестер, Мирра Лохвицкая, уже давно и с успехом печатала свои стихи. Мне казалось чем-то смешным, если все мы полезем в литературу. Между прочим, так оно и вышло…"
9. Кстати, о псевдониме. Появился он благодаря... одному из слуг.
"Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливы.
За дураками, конечно, дело не стало. Я их знавала в большом количестве. Но уж если выбирать, то что-нибудь отменное. И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный.
Звали его Степан, а домашние называли его Стэффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи» и, будь что будет, послала ее прямо в дирекцию Суворинского театра."
10. Умерла писательница в возрасте 80-ти лет в Париже, спустя много лет после похорон мужа, Павла Андреевича Тикстона, которого очень любила и считала добрейшим из людей. Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буак.
Цитаты:
"— Как бы я хотела поехать с тобой куда-нибудь вместе и не расставаться недели на две... — Ну, зачем же так мрачно? Можно поехать на один день, куда-нибудь, — в Сестрорецк, что ли..."
"— Для меня было бы ужасно ехать с ним вдвоем. Я его, конечно, обожаю. Но ведь я обожаю его уже два года... Пьер, — крикнула она в соседнюю комнату, — Пьер, сколько времени уже длится поэтическая сказка нашей любви? А? — Одиннадцать месяцев, — закричал Пьер. — Одиннадцать месяцев! Боже, как долго! Пье-ер! А мне казалось, что не больше двух недель. Так вот видите, — обернулась она к Мишелю, — когда человека так долго обожаешь, то уже трудно быть с ним с глазу на глаз двое суток в автомобиле."
"Простите, — говорю, — Анна Павловна. Простите, но наш брак утопия, в которой все мы утонем."
"Большинство дураков читает мало. Но есть особая разновидность, которая всю жизнь учится. Это — дураки набитые. Название это, впрочем, очень неправильное, потому что в дураке, сколько он себя ни набивает, мало что удерживается."
"Человек никогда не забывает того места, где зарыл когда-то кусочек души."
"Война — это чудесный способ решить вопрос о жизненном пространстве."
"Счастье человеческое очень редко, наблюдать его очень трудно, потому что находится оно совсем не в том месте, где ему быть надлежит."
Знакомы ли вы с писательницей? Какие рассказы автора произвели на вас наибольшее впечатление?
Благодарю за интерес к статье и приглашаю подписаться.