Найти в Дзене
ViktorSK68

Броненосцы не самых больших пушек. Часть 2. Кошмарища невероятные невероятно далёкие и невероятно близкие. Несостоявшаяся Цусима 1885 г.

Раз уж в 1-ой части речь зашла о кошмарищах французского розлива и Дальнем Востоке, то невозможно не упомянуть об «опоздавших» подковёрными усилиями шаловливых потыкать шпагой шевалье и продажных пруссаков на Франко-Китайскую, а точнее Франко-Маньчжурскую войну 1884-1885 гг. Цинских (Маньчжурских) броненосцах «Динь Юань» (定远) и «Чжэн Юань» (鎮遠), ошибочно называемых Китайскими, ибо так можно и Испанския галеоны, построенные на Кубе называть Кубинскими, тем более что Маньчжуры такие же завоеватели Китая, как и Монголы, только завоевавшие Китай вдвое быстрее и на вдвое больший срок 1663-1911 гг., нежели Монголы, владевшие Китаем в 1270-1368 гг.

Fig. 01. 1635-1659 Qing Empire Manchurian conquest of China Directions of strikes.
Fig. 01. 1635-1659 Qing Empire Manchurian conquest of China Directions of strikes.

При этом сухопутные некогда Маньчжуры захватив к 1663-му году Китай (См. Рис. 1) и столкнувшись с вопросом омывавших с Востока Китай морей столкнулись с вопросом продолжения своих завоеваний как им быть? Ответ был прост – продолжать завоевания. Тем более что другого способа справиться с морскими разбойниками, начавшими досаждать владениям Маньчжур в Китае не было. Главным прибежищем, притоном и рассадником для беглых китайцев и морских разбойников из их среды был остров Пайвань (排灣族), изестный ныне как Тайвань (台湾). Передохнув и поднакопив сил и знаний, Маньчжуры создали столь сильные ВМС, что позволило им не только высадится на Пайване (Тайване), но к 1683-му году его полностью захватить и полностью обезопасить себя от морского разбоя на несколько веков владычества. (См. Рис. 2)

Fig. 02. 1683 Manchurian Fujian fleet crossing in the Taiwan Strait for invasion army landing.
Fig. 02. 1683 Manchurian Fujian fleet crossing in the Taiwan Strait for invasion army landing.

На пути совершенствования знаний и умений Маньчжуры первыми догадались до возможности применения колёсного привода для движения кораблей, на целый век опередив Европцев. (См. Рис. 3)

Fig. 03. 1726 Manchurian Junco Rad paddelsch.
Fig. 03. 1726 Manchurian Junco Rad paddelsch.

Впрочем, этот век у Маньчжур ушёл на бултыхание в Китайском болоте, точно также как ушли в это болото предыдущие завоеватели Китая Монголы или уйдут последующие завоеватели Японцы. Причём все завоеватели отличались достаточно передовыми вооружениями, так например если пушками особо блистала Османская Империя при завоевании Константинополя в XV-м веке, то и Маньчжурская Империя погоняв в XVII-м веке Китайцев, в XVIII-м веке успешно гоняла по Восточному Туркестану кочевников подзуживая по самый Челябинск, что и заставило их Жузы проситься под Русское Подданство.

Закат Османской и Маньчжурской Империй был связан с почиванием на лаврах достижений, которые стремительно устаревали. Тем не менее, Маньчжуры прилагали немало усилий для того чтобы оставаться на плаву в прямом и в переносном смысле. Так свой первый почти 200-тонный броненосец со 170-мм орудием Круппа «Chin-ou» (金甌) Маньчжурская Империя построила ещё в 1875-м году собственными силами, которые были признаны недостаточными и их взгляд обратился к шаловливой проказнице Пруссии, и ранее готовой в XVIII-м веке за английские деньги на всё, впрочем как и другие немецкие государства. В XIX-м веке Пруссия продолжила шалости и игры в порядочность, итогом чего стал заказ в 1880-м году современных на то время броненосцев «Динь Юань» (定远) и «Чжэн Юань» (鎮遠) с 305 мм. пушками Круппа.

Любой знаток 12-юймовых орудий XX-го века, в сравнении с русскими Обуховскими орудиями 1907 г. (305 mm/52 (12") Pattern 1907) или японскими «31 cm/50 (12.2") Type 0 (Model 1940)» взопиёт о невозможности отнесения таких чудовищ к малым пушкам. Мы же затрагиваем век XIX-ый, когда пушки были гораздо короткоствольнее и легче. А 12-дюймовыя орудия были не самыми большими пушками.

Это было именно так.

В те годы конца третьей четверти XIX-го века на броненосцы водружали гораздо более крупныя орудия. Так Английский HMS «Dreadnought» 1875-го года спуска на воду, неспешно вступивший в строй в 1879-м году, нёс четыре 38-тонных 320 мм. орудия. «RML 12.5-inch». (См. Рис. 4)

Fig. 04. 1906 Malta, British ironclad battleship HMS  «Dreadnought» (1875) with 320 mm. RML 12.5-inch 38-ton guns.
Fig. 04. 1906 Malta, British ironclad battleship HMS «Dreadnought» (1875) with 320 mm. RML 12.5-inch 38-ton guns.

Несгибаемый HMS «Inflexible» спущенный на воду в 1876-м году, ещё более неспешно вступивший в строй в 1881-м году нёс четыре 406 мм. уже действительно крупных на то время 80 тонных орудия «RML 16-inch 80-ton». (См. Рис. 5)

Fig. 05. 1881 British ironclad battleship HMS «Inflexible» (11880 t., 6500 hp., 14,73 kn., 2x2 406 mm. RML 16-inch 80-ton, 6x102 mm., 17 MG., belt 610 mmюб deck 76 mm.)
Fig. 05. 1881 British ironclad battleship HMS «Inflexible» (11880 t., 6500 hp., 14,73 kn., 2x2 406 mm. RML 16-inch 80-ton, 6x102 mm., 17 MG., belt 610 mmюб deck 76 mm.)

Италианския броненосцы «Duilio» вооружались вообще «100-тонными» 450 мм. орудиями Армстронга.

Поэтому «Динь Юань» (定远) и «Чжэн Юань» (鎮遠) со скромными 32-тонными 12-дюймовыми орудиями Круппа относятся явно к броненосцам не самых больших пушек своего времени и подлежат включению в изследование примера броненосцев не самых больших пушек, тем более что если «Динь Юань» (定远) чиннно утонул при Вэйхайвэе 10 февраля 1895-го года, то «Чжэн Юань» (鎮遠) пошёл на японские иголки только в 1914-м году к началу Великой, ныне Первой мировой войны, поэтому оба корабля подлежат включению в изследование «броненосцев не самых больших пушек Первой и Второй мировой войн».

Эти корабли давались Маньчжурской Империи Цин очень тяжело, дались и отдались, когда толку от них и их орудий уже толком не было, так как за десятилетие между прибытием их в 1885-м и гибелью «Динь Юаня» (定远) в 1895-м году морские орудия из дульнозарядных «RML» стали казнозарядными «BL», более длинноствольными и скорострельными.

Понятно, что в Битве при реке Ялу 12 сентября 1894-го года просто наличие таких кораблей даже с такими устаревшими орудиями сильно сковывало резвость более современных японских кораблей.

А если представить, что пруссаки не продались французам, не понесли наказание как понёс в XXI-м веке АО «Мерседес» в США за подкуп должностных лиц, а исполнили обязательства по строительству и передаче заказчику в срок указанный в Договоре 1880-г, то французам в Тайваньском проливе светила Цусима лет за 20 до того, как в Цусимском проливе появились корабли 2-ой и 3-ей Тихоокеанских эскадр Рожественского и Небогатова.

Прояснение далёких и близких Маньчжурских и Китайских разниц заключается в том, что несмотря на маньчжурское владычество, китайцы после Маньчжурского завоевания в XVII-м веке будучи сначала полностью отстранённые от военных и высших государственных должностей к концу XIX-го века смогли в оные дела пролезть и оные должности занять и вредить так, как это невозможно было представить даже в нашем примере дикого угара поиска «врагов народы» времён Джугашвили. При этом китайцы вредили маньчжурам совершенно не сожалея о последствиях наносимого самим себе же вреда, обуреваемыя только одним – лишь бы как можно больше навредить Маньчжурам. Пусть для этого им пришлось слить «белым варварам» Опиумные войны, но унижение Маньчжурского Императора и Маньчжурской Империи по их пониманию стоило этого.

Fig. 06. 1811-1865 Mongolian general on a Manchu service Sengge Rinchen 僧格林沁)
Fig. 06. 1811-1865 Mongolian general on a Manchu service Sengge Rinchen 僧格林沁)

Случались конечно и сбои на этом пути, когда не китаец, но монгол на Маньчжурской службе Сэнге Ринчен (См. Рис. 6) при тех же возможностях, которые имели китайцы на маньчжурской службе, не только не слил 2-е Сражение при Таку, как это сделали Китайцы с 1-м Сражением и с 3-м, но накостылял, устроив 24-26 июня 1859-го года на реке Таку англо-французам Цусиму задолго до Сражения в Цусимском проливе, потопив 6 из 11 канонерских лодок.

Собственно Китайцы в ходе Второй опиумной войны 1856-1860 гг. предпочитали воевать с Маньчжурами, которые проиграв англо-французам, тем не менее смогли победить и в Тайпинской войне 1850-1864 гг. и в Факельной войне 1852-1868 гг. во многом именно благодаря таким некитайцам как Сэнге Ринчен.

Их противниками были звёзды первых величин, пробравшиеся на высшие государственные посты Маньчжурской Империи, например такие как Е Минчэнь (葉名琛), усилиями которых Маньчжурская Империя Цин была вынуждена воевать на два фронта – внешний и внутренний. Казалось бы, если не сразу, то после всего этого Маньчжуры должны были сделать выводы. Но как бы не так?! Китайцы продолжали пролезать во все щели государственного управления и пускаться во все тяжкие. Особо тяжким случаем и примером оказался Ли Хунчжан (李鴻章). (См. Рис. 7)

Fig. 07. 1896 Li Hung Chang (李鴻章, Lǐ Hóngzhāng), 15 February 1823 - 7 November 1901.
Fig. 07. 1896 Li Hung Chang (李鴻章, Lǐ Hóngzhāng), 15 February 1823 - 7 November 1901.

Этот китайский проходимец не только травил китайцев опиумом, но и за взятки был способен на всё, в том числе и на закрытие глаз с неприбытием новейших Маньчжурских броненосцев, кошмар от возможности прибытия которых на Дальний Восток напрочь лишал месье возможности вкушать лягушачьи лапки и развлекаться с гильотинами. Лихой мздоимец Ли Хунчжан за небольшую мзду от французов благосклонно закрыл глаза на ухищрения Пруссии не выдавать тоже за небольшую мзду корабли Маньчжурам. Надо сказать, что такой способ обогащения в будущем очень понравится немцам и они, например, не только кинут греков с «Саламисом», но и получат за это откат. Возможность же кинуть «желтолицых» за французские деньги вообще вызвало у пруссаков живейший отклик. «И таким образом возникла шайка» из китайцев, пруссаков и французов, которые совместными усилиями кинули Маньчжур, чему примером сейчас имеется проигрыш Китая во Францко-Китайской войне, которая на самом деле была Франко-Маньчжурской.

Fig. 08. 1885.03.01 French ironclad battlership «Triomphante» (4.585 tons, 6x240 mm. Mle 1870).
Fig. 08. 1885.03.01 French ironclad battlership «Triomphante» (4.585 tons, 6x240 mm. Mle 1870).

На этой войне самыми-самыми кораблями с самыми большими пушками были два броненосца Амадея Курбэ – «Триомфан» в 4585 тонн (См. Рис. 8) и «Байярд» в 6393 тон. с 240 мм. орудиями. (См. Рис. 9)

Fig. 09. 1885.03.01 French ironclad battleship «Bayard» (6393 tons, 4x240 mm. Mle 1875, 2x194 mm.), Admiral Courbet's flagship.
Fig. 09. 1885.03.01 French ironclad battleship «Bayard» (6393 tons, 4x240 mm. Mle 1875, 2x194 mm.), Admiral Courbet's flagship.

Причём если на «Байярде» стояли орудия образца 1875 г.,[1] то на «Триомфане» это были пушки образца 1870 г.

С этими пушками и на этих кораблях Амедей Курбэ смог выиграть только два из четырёх морских сражений – при Фучжоу (福州市) 23 августа 1884 г. и Чипу (石浦海戰) 14 февраля 1885 г., но ещё два он проиграл – при Тайваньском Тамсуи 02-08 октября 1884 г. и при Ченнаи (镇海区) 01 марта 1885 г.

Битва за Пескадорские острова, состоявшаяся 29 марта 1885 г. висела у французов на зелёных соплях жуткого жёлтого ужаса предчувствия возможного прибытия кошмарищь «Динь Юаня» и «Чен Юаня» и неизбежности 20-летнего опережения Цусимы 1905 г. Цусимой Пескадорских островов 1885 г. (См. Рис. 10)

Fig. 10. 1885.03.29 French ironclad battleship «Bayard» (6393 tons) during the Pescadores campaign.
Fig. 10. 1885.03.29 French ironclad battleship «Bayard» (6393 tons) during the Pescadores campaign.

Однако французов пронесло вовремя занести немного денежек как в мокрые от возбуждения ручонки непорядочных проказников Пруссаков, задержавших Маньчжурские броненосцы в Киле (См. Рис. 11), так и неутомимым борцам с маньчжурским владычеством в лице Ли Хунчжана, что только вреда маньчжурам для не слившего.

Fig. 11. 1885 Kiel, Qing Empire ironclad battleships «Zhenyuan» and «Dingyuan» to stop  in Germany before departing for China
Fig. 11. 1885 Kiel, Qing Empire ironclad battleships «Zhenyuan» and «Dingyuan» to stop in Germany before departing for China

То что, чего и сколько стоило это собственно китайцам считать при более чем 1,5 млрд. человек не принято, точно также, как не приято у нас считать 20, а теперь уже 27 млн. погибших, выдавая захваченные их усилиями технологи в области ракетостроения, автомобилестроения за достижения лучшего в мире образования, которое затем так ничем новым и не отличилось. В том числе на морях.

Победи Маньчжуры французов на море, Вьетнам, по крайней мере Северный, мог остаться Китайским, но главное, тот толчок, который мы видим в сегодняшние дни с бурым ростом ВМС НОАК, мог случиться уже в конце XIX-го века, когда маньчжуры осознав всю тщетность попыток приобрести западные корабли, корабли западной постройки, принялись за строительство кораблей собственных, как например им удался маленький и порядком забытый кошмарец собственной постройки «Пинь Юань» (平遠), при 2165 тоннах нёсший одно 260 мм. и два 150 мм. орудия. (См. Рис. 12)

Fig. 12. 1890 Manchurian Empire Qing Beiyang Fleet battleship «Ping yuen» (平遠) (2185 t., 2400 hp., 1x260 mm., 2x150 mm., 2x57 mm., 2x47 mm., 3 TA 457 mm., belt 203 mm., deck 50 mm.)
Fig. 12. 1890 Manchurian Empire Qing Beiyang Fleet battleship «Ping yuen» (平遠) (2185 t., 2400 hp., 1x260 mm., 2x150 mm., 2x57 mm., 2x47 mm., 3 TA 457 mm., belt 203 mm., deck 50 mm.)

Этот кошмарец уже как японский броненосец «Хайен» (平遠) утонул, подорвавшись на русской мине в Голубином заливе у Порт Артура 18 сентября 1904 г. В строю ВМС Императорской Японии он оказался благодаря усилиями вышеуказанного Ли Хунчжана, слившего Симоносекским договором 17 апреля 1895 г. все Маньчжурские усилия покошмарить не только японцев, но и французов задолго до появления счастливой «Шри Аюти» и не совсем счастливого, но всё-таки маленького броненосца – кошмарища лягушатников «Тонбури».

[1] 240 mm modèle 1875 in single mount barbettes.