Найти тему
The Mag

Что такое супераппы? И почему они завоёвывают мир?

Оглавление

За последние годы супераппы стали новым «правилом хорошего тона» в технологической индустрии: на одной платформе теперь можно переслать деньги, купить билеты, заказать такси и даже с кем-то познакомиться. Рассказываем о самых заметных мировых примерах таких приложений.

Что такое суперприложения

Большинство определений едины в том, что супераппы — это сложные экосистемы, внутри которых пользователи могут «бесшовно» перемещаться между специализированными мини-приложениями. Одно из ключевых преимуществ таких решений — удобство и лёгкость для юзеров: на замену нескольким приложениям с разным интерфейсом приходит одна универсальная платформа с единой учётной записью, где могут быть объединены функции мессенджера, интернет-магазина, развлекательной платформы, платёжного инструмента и многих других сервисов. Поэтому супераппы используются гораздо чаще обычных приложений и могут похвастаться высокой лояльностью пользователей.

Где они возникли

Сегодня супераппы разрабатываются по всему миру, однако особой популярностью эта концепция пользуется у себя на родине — в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Приставка «супер-» впервые была использована для описания WeChat, представленного китайской компанией Tencent в 2011 году. Изначально WeChat разрабатывался как сервис обмена мгновенными сообщениями, однако со временем приложение обзавелось функциями социальной сети, платформы для развлечений, веб-браузера, сервиса доставки еды и продуктов, а также платёжного инструмента. В 2022 году число активных пользователей WeChat составило порядка полутора миллиардов человек, а к 2025 году их количество приблизится к двум миллиардам.

Успех WeChat вдохновил многие компании за пределами Китая начать разработку собственных супераппов. Так, уже в 2012 году в Малайзии начало работать приложение Grab, первоначально ориентированное на услуги заказа такси. Компания быстро расширилась, поглотив нескольких своих прямых конкурентов (например, подразделения Uber в Юго-Восточной Азии в 2018 году), а затем в дополнение к услугам такси и мототакси стали предлагаться сервисы доставки еды и продуктов, грузоперевозок, бронирования отелей и даже оплаты счетов. Кстати, нельзя не отметить комичную параллель Яндекс.Еды и Delivery Club: курьеров Grab столь же легко опознать по ярко-зелёной форме и рюкзакам.

Аллен Чжан, основатель WeChat, самого дорогого мессенджера в мире, который уже давно перестал быть только мессенджером: в одном приложении собраны онлайн-магазин, вызов такси, банковские услуги и многое другое
Аллен Чжан, основатель WeChat, самого дорогого мессенджера в мире, который уже давно перестал быть только мессенджером: в одном приложении собраны онлайн-магазин, вызов такси, банковские услуги и многое другое

Сегодня Grab — одно из самых популярных и развитых суперприложений на территории Юго-Восточной Азии, в частности на рынках Малайзии, Сингапура, Индонезии, Вьетнама, Таиланда и Филиппин. Примерно в таком же ключе (изначально разрабатывается классическое приложение, которое постепенно расширяет свою функциональность) развивались, например, сервисы заказа такси и доставки продуктов Gojek (Индонезия) и Be (Вьетнам), а также сервис мгновенных сообщений Line (Япония).

Появление суперприложений решает одну из главных региональных проблем — фрагментированный характер азиатского рынка. Он состоит из множества более мелких рынков с разными языками, культурными и бытовыми особенностями, что затрудняет работу компаний во всём регионе сразу и вынуждает их адаптировать продукты и услуги под каждый отдельный рынок. И пока традиционные приложения, предлагающие пользователям только одну услугу, не могут привлечь достаточно большую пользовательскую базу, чтобы быть выгодными на каждом отдельном рынке, суперприложения предлагают максимальное разнообразие услуг одновременно на нескольких рынках, становятся универсальным инструментом «на каждый день» и не перестают быть прибыльными для своих разработчиков.

При этом некоторые супераппы всё равно остаются в своём роде специализированными, охватывая большое количество услуг внутри одной ниши. Например, китайский сервис Alipay является популярным инструментом для мобильных платежей, получения кредитов, страхования и других финансовых услуг, а американский Airbnb — платформой для аренды жилья, бронирования отелей, экскурсий, столиков в ресторанах и т. д.

Одно из самых развитых в Юго-Восточной Азии, малайзийское приложение Grab начиналось как сервис вызова такси, теперь же через него можно заказать доставку еды и товаров или забронировать отель
Одно из самых развитых в Юго-Восточной Азии, малайзийское приложение Grab начиналось как сервис вызова такси, теперь же через него можно заказать доставку еды и товаров или забронировать отель

Распространение по миру

Успех азиатских суперприложений оказал значительное влияние и на западный рынок, вдохновив многие компании на расширение своих продуктов. Хотя западные аналоги всё равно зачастую оказываются более специализированными по сравнению с азиатскими, так как фокусируются на предоставлении лишь нескольких основных услуг. Тем не менее большое число нововведений западных компаний уже много лет активно используется на азиатских рынках. Вообще же, азиатские супераппы стали пионерами многих инновационных функций современности, в частности мобильных платежей, которые сегодня считаются стандартом для западных приложений.

Развитие суперприложений создаёт рабочие места, открывает новые возможности для бизнеса и потребителей, ускоряет внедрение инноваций и рост местных экономик. Например, такие приложения, как Uber и Bolt, предложили миру намного более доступный и удобный сервис заказа такси, чем был раньше, и оказали тем самым значительное влияние на всю индустрию перевозок пассажиров. А это, в свою очередь, привело к росту конкуренции и инноваций в транспортном секторе. Впоследствии и Uber, и Bolt тоже стали успешно продвигать услуги доставки еды, продуктов и сервисы грузовых перевозок.

Похожая бизнес-модель у российского Yandex Go, который был запущен в 2017 году и объединил множество сервисов «Яндекса» в одном супераппе: заказ такси, каршеринг и аренду электросамокатов, доставку грузов и продуктов, а также онлайн-магазин. Постоянные пользователи могут приобрести ежемесячную подписку Yandex Plus, позволяющую оплачивать часть стоимости товаров и услуг накопленными баллами. Кроме того, недавно компания представила сервис мобильных платежей Yandex Pay для оплаты покупок без необходимости вводить данные банковской карты.

Особый случай

В то время как большинство супераппов предлагает в целом предсказуемый набор сервисов (доставка еды, заказ такси, покупка товаров), некоторые компании могут похвалиться поистине уникальными функциями и предложениями. Например, китайское суперприложение Meitu, изначально ориентированное на обработку фотографий, сейчас совмещает в себе функции микроблога, виртуальной студии макияжа и даже приложения для знакомств. Ещё один уникальный пример — вьетнамское приложение Zalo (гибрид мессенджера, платформы электронной коммерции, игровой платформы и социальной сети), также предоставляющее услуги виртуального мобильного оператора. Пакеты трафика мобильного интернета и сообщений, а также минуты для голосовых звонков можно приобретать непосредственно через приложение.

Тем не менее, несмотря на успех многих супераппов по всему миру, были среди них и такие, что не смогли стать популярными. Один из показательных примеров — медиаплатформа Google+, закрытая в 2019 году по причине невысокой популярности и серьёзных проблем с безопасностью. Однако её можно считать полноценным суперприложением благодаря широкому спектру предлагаемых услуг — от групповых видеочатов и обмена файлами до интеграции с такими сервисами Google, как Gmail и Google Drive. Множество других приложений с претензией на приставку «супер-» просто не выдержали конкуренции на рынке и объявили о своём закрытии: так произошло, например, с BlackBerry Messenger, HTC Zoe и индийским JioChat, оказавшимися в тени WhatsApp и Facebook Messenger.

Ещё один китайский суперапп Meitu, ставший известным на весь мир благодаря своему сервису обработки фотографий; кроме этого, в приложении можно виртуально примерять различный макияж и искать себе вторую половинку
Ещё один китайский суперапп Meitu, ставший известным на весь мир благодаря своему сервису обработки фотографий; кроме этого, в приложении можно виртуально примерять различный макияж и искать себе вторую половинку

Супераппы в будущем

Нет сомнений в том, что суперприложения останутся важной тенденцией в технологической отрасли, а конкуренция между крупными игроками рынка лишь ускорит развитие индустрии. В будущем мы совершенно точно можем ожидать ещё большее расширение спектра услуг, встроенных в супераппы. Одно из самых перспективных направлений здесь — интеграция сервисов по охране здоровья и оздоровлению: дистанционная медицинская помощь, онлайн-фитнес и др.

Нас ждёт объединение на одной платформе не только разных услуг одного рынка, но и разных рынков. Кроме того, наверняка станет ещё более востребованной интеграция ИИ и систем машинного обучения. Супераппы уже сейчас используют искусственный интеллект для гибкой персонализации и улучшения клиентского опыта, а в будущем это может быть что-то наподобие чат-ботов ChatGPT. Они будут способны понимать запросы пользователей и помогать им в поиске необходимых услуг и функций.

Феномен суперприложений — своего рода глоток свежего воздуха для индустрии, открывающий новые пути к взаимодействию компаний с пользователями и компаний с компаниями. Благодаря объединению множества услуг, суперприложения стали незаменимым инструментом в повседневной жизни многих людей, особенно в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Впрочем, предел их развития едва ли достижим в ближайшем будущем. Супераппы обладают огромным потенциалом для расширения и внедрения инноваций, и тот, кто быстрее всех найдёт способ его раскрыть, станет лидером в этой индустрии.

Посмотри в глаза. Как биометрия становится частью нашей жизни • TheMag.uz