Сегодня хотелось бы затронуть достаточно больную тему для российского потребителя – незнание собственных прав и навязанное чувство долга, которые в случае некачественно выполненного ремонта вполне могут иметь катастрофические последствия. К сожалению, далеко не каждый успел перестроиться с парадигмы, выпестованной в Союзе, и прочно укоренившейся в 90-х. И вместо «клиент – всегда прав» - многие мыслят ложной категорией «я должен!».
Те, кто с законом о защите прав потребителей «на ты» - прекрасно знают и понимают, как именно поступать в том случае, когда качество услуги просто не устраивает. Не говоря уже о том, когда она реально оказана плохо, и это видно невооруженным взглядом. Однако, абсолютное большинство людей старше 30, воспитанных сервисом Совдепа даже не представляют, что одного неудовлетворения клиента вполне достаточно для того, чтобы либо пересмотреть условия оплаты, либо и вовсе отказаться платить.
Особенно критично эта история смотрится в ремонтных работах. Казалось бы, бригада полгода мучала потолки, стены и полы. А я, вдруг, скажу, что результат неудовлетворителен и платить не буду? На самом деле – все именно так. Главное, чтобы неудовлетворение результатом было реально обосновано.
Ну, например, несогласованные изменения дизайн проекта, отсутствие актов выполненных скрытых работ, или Вы внезапно узнали, что цены на стройматериалы были завышены в несколько раз. О таких случаях, и как это происходит - мы обязательно расскажем в следующих материалах.
Вообще, по-хорошему, принимать работы стоит с доверенным специалистом. Но даже если такого нет в наличии, а любимая квартира после ремонта вызывает кучу подозрений, то никто не мешает пригласить независимого эксперта. Благо на рынке их вполне достаточно. И, поверьте, стоить это будет гораздо дешевле, чем переделка какого-то, пусть даже и небольшого количества работ. Например, у нас в Рестроймастер такую услугу оказывают специалисты технадзора, что обойдется заказчику примерно в 5000 рублей.
Закон о защите прав потребителей четко определяет клиента/покупателя – как слабую сторону любого договора, так как Вы не можете быть специалистом во всех областях, с которыми сталкиваетесь в жизни. И все рассказы о том, что гвозди лучше саморезов, а проценты по кредиту будут не такими большими – воспринимаете за чистую монету. Несмотря на то, что это далеко не всегда правда.
Какие последствия для Вас? Ровным счетом никаких. Правовое поле дает подрядчику право выйти в суд и попытаться оспорить решение недовольного клиента. И вот если это случится – то тогда, придется оплачивать не только стоимость работ, но и все судебные издержки истца. Однако, если приемка проходила с независимым экспертом, который составил акт, и обозначил проблемные зоны – то отвечать придется ему. То есть, привлеченный сторонний специалист страхует потребителя не только от некачественного ремонта, но и от негативных судебных решений.
Подведем итог и закрепим основной месседж: платить бригаде необходимо только в том случае, если Вы уверены в качестве работ и Вам нравятся результаты. В противном случае, их смело можно посылать в суд без всяких последствий. Но, лучше всего, если такой посыл будет аргументирован приемным актом эксперта, чтобы, в случае необоснованных претензий, случайно не увеличить себе расходы раза так в два. Кто знает насколько дорогого юриста наймут подрячики…