Внимание! В данной статье идет речь про учителей-фрилансеров (репетиторов), а не про педагогов, которые работают под начальством.
За мою карьеру педагога я испытала многое: меня оскорбляли, козыряли деньгами и связями, заставляли мыть полы и носить чай (хотя это не входило в мои должностные обязанности учителя), манипулировали зарплатой, грозились побить и так далее, и тому подобное. Я ушла во фриланс именно по причине того, что хотела выбирать с кем я хочу работать.
Но когда я проработала во фрилансе около двух лет, я с ужасом заметила, что сохраняю свой паттерн - я работаю со всеми. И терплю многое. И тогда я задала себе вопрос - а зачем я все это терплю с учетом того, что я сама себе начальница?
Ради денег? Так то, что я зарабатывала с тех клиентов, которые мне хамили, дерзили, унижали, я отдавала врачам и аптекам, ведь это все было жутким стрессом и влияло на здоровье.
Более того, я заметила, что после урока с "токсиком" я не могла нормально вести занятие с другим студентом, потому что "токсик" сжирал очень много моей энергии и ресурсов.
И тогда я стала отказываться от тех учеников, с которыми мне лично было не комфортно. И, о чудо, работоспособность повысилась в разы из-за того, что я перестала "сливать" свою энергию непонятно куда. У меня появилось время на обучение, повышение квалификации и множество других занятий.
Это кажется очень элементарным шагом со стороны, но в действительности, репетитор редко может оценить масштаб проблемы. Ко мне на консультации часто приходят учителя-фрилансеры с запросом "как мне спастись от выгорания" или "как не выгорать" и когда мы раскручиваем нить, выясняется, что основная причина потери энергии - это уроки с потенциальными токсичными людьми. Стоит ограничить работу с такими людьми, как запас энергии восстанавливается моментально!
Как же учителю выявить токсика? Ведь бывают не токсичные клиенты, а просто очень сильно интересующиеся или привередливые, но справедливые.
1. У вас постоянное ощущение дискомфорта рядом с таким клиентом - это не волнение от нового контакта, не боязнь ошибиться или сделать что-то неправильно во время урока - это именно стойкое ощущение дискомфорта, ощущение даже такой опасности во время урока.
2. Вы получаете деструктивную критику во время урока: вы неправильно ведете урок, не так выглядите, не так говорите, не ту информацию берете и не за ту оплату работаете. Критика должна быть выражена только в доброжелательном тоне и точечно, например, "вы знаете, мне не очень интересна данная тема, могли бы вы рассмотреть другие?".
3. Студент ведет себя развязно на самом уроке: пропускает ваши вопросы, показывает полную не заинтересованность, абсолютно не следует вашим рекомендациям и упрекает вас в отсутствии результата (при условии, что вы со своей стороны делаете все от вас зависящее)
4. Хамит вам, дерзит, употребляет злой сарказм в отношении вас и в принципе ведет себя непорядочно.
Запомните, пожалуйста, что с такими людьми не работают разговоры, призывы к морали и совести. Единственный адекватный выход - это прекратить занятия и заниматься с теми студентами, которые ценят ваше время и навыки.
А если у вас все-таки не получается разграничить свои отношения с токсичными учениками, я приглашаю вас на консультацию, где помогу вам обрести уверенность в частном преподавании. Подробности на сайте: http://seaana.ru/work