Найти тему
Настолки Дзен

Цитадели - зодчество и интриги

Оглавление

Классические цитадели радуют настольщиков всего мира уже более 20 лет! За это время игра не только приобрела тонну поклонников, но и обзавелась расширенной версией, переизданием, а в последствии ещё и версией Делюкс, которая собственно и представлена на фото выше. Однако, в данной статье я буду рассматривать игру в более классическом варианте - с оригинальным составом персонажей, и лишь немного затрону дополнительные элементы Делюкс издания.

Об Игре

Цитадели рассчитаны на игру от 2 до 8 игроков. В ней вам предстоит построить свой город из 7- 8 кварталов, в зависимости от числа участников. Строительство будет проходить в несколько раундов, в каждом из которых вам придётся примерять на себя различные роли от короля, до вора, применяя свойства данных персонажей себе во благо и во зло другим.

Правила игры

-2

Основной костяк игры составляют карты 8 классических персонажей - Ассасин, Вор, Чародей, Король, Епископ, Купец, Зодчий и Кондотьер. Перечислил я их в порядке очередности хода в любом раунде.

-3

Второй важный компонент игры - это колода кварталов состоящая из 54 карт базовых кварталов, и 14 бонусных кварталов. Все эти карты так же входят в состав классической коробки.

-4

Сами по себе кварталы, помимо бонусных, делятся ещё на 4 подтипа: Торговые, Церковные, Воинские и Дворянские.

Забегая вперёд, скажу, что каждый из четырех типов кварталов особо выгоден одному из персонажей, например король получает дополнительные монеты за каждый выстроенный дворянский квартал. На его жетончике, даже есть значок в виде короны, совпадающий с таким же значком на карте дворянских кварталов.

-6

Игрокам раздаётся по 4 карты кварталов в закрытую, это первоначальный набор для строительства.

-7

Для того, чтобы было на что строить, игрокам раздаётся начальный бюджет в количестве двух монет каждому.

-8

Вот такая пластиковая корона выдаётся игроку, которого выбрали быть первым. Но обычно корона не задерживается подолгу на одном человеке, она всего лишь даёт право первому выбрать себе роль на текущий раунд.

-9

Выбор персонажей

Коронованный игрок берет все 8 карт персонажей, в независимости от числа участников партии. Однако перед выбором персонажа, первый игрок должен будет скинуть определённое количество карт в открытую и закрытую.

-10

Как и сколько скидывать карт поясняет нам такая таблица расположенная в книги правил игры.

-11

Она говорит, что например, при игре в четвером первый игрок обязан случайным образом скинуть карты двух персонажей лицом вверх, и ещё одну карту лицом вниз.

-12

После этого на руках у него остаётся только пять карт. И вот из такого состава он уже может выбирать себе роль. При этом только первый игрок будет знать какая карта ушла в закрытую.

-13

Выбрав роль первый игрок передаёт карты персонажа следующему игроку по часовой стрелке.

-14

И так далее пока последнему игроку не придут оставшиеся две карты. Из них он выберет одну, а лишнюю сбросит лицом вниз, сохранив интригу.

Таким образом вы будете знать какие две роли точно не участвуют в текущем раунде, а вот какие роли на тех двух картах скинутых в закрытую останется загадкой для большинства игроков.

Особые правила для 7 игроков

-15

Для семи игроков действует особое правило. Как мы видим из таблички, перед выбором роли первый игрок скидывает всего одну карту в закрытую. Получается, что выбирать роли семь игроков будут из семи карт, поэтому последнему игроку достанется всего одна последняя карта. Но чтобы и у него был выбор, последний игрок берет со стола сброшенную в закрытую карту, и вот ему на выбор уже две карты. Не густо, но и не пусто.

Добавление 9 карты персонажа

-16

При игре втроем или восьмером, к стандартным восьми персонажам, добавляется девятый персонаж. И если при игре восьмером вы действуете аналогично как при игре всемером, то для игры втроём или вдвоём выбор персонажей происходит немного по другой системе, но я не буду уделять этому внимания, думаю, если вы заинтересуетесь игрой, то вам не составит труда самим разобраться в данном аспекте. В любом случае вы всегда можете спросить меня в комментариях)

Никто вам не запрещает использовать 9го персонажа для игры в любом составе. Правда, если в игре менее 5 участников то не разрешается использовать карту Королевы.

Ход игры

-17

Итак, после того, как все разобрали свои роли, персонажи начинают свой ход. Я не случайно сказал персонажи, потому что игроки ходят в строгой очередности в зависимости от той роли, которую они выбрали. Для удобства выполнения очередности имеются такие удобные жетоны, как на фото сверху.

-18

Первый игрок (у которого корона) говорит или указывает на первого персонажа. В классическом варианте это Ассасин.

-19

Если у кого-то из игроков имеется данная роль, он вскрывает её и начинает свой ход.

Ход игрока

По сути он состоит из двух последовательных действий:

1. Добор ресурсов

2. Строительство кварталов

Так же, вы в любой момент своего хода можете применить свойство своего персонажа.

Добор ресурсов

На первом шаге вам предстоит решить какой из ресурсов вы предпочтёте восполнить. Это может быть либо 2 монеты из банка в свою копилку, либо это могут быть две карты кварталов из колоды.

-21

Вторым шагом, вы можете построить не более одного квартала, (исключение Зодчий) из имеющихся карт кварталов в вашей руке.

-22

Для этого вы выкладываете карту квартала и платите за неё то количество монет, какое указано на карте. Соответственно, если заплатить нечем, то построить ты ничего не сможешь.

Свойства персонажей

Самая соль игры заключается именно в том как игроки будут применять свойства своих ролей.

-23

Свойства вашего персонажа, можно использовать в любой момент хода, я уже говорил об этом. И это имеет некоторое значение.

-24

К примеру, как мы помним, роль Короля позволяет вам получить 1 дополнительную монету за каждый ваш дворянский квартал. Поэтому, вам никто не запрещает сначала построить этот самый квартал, а потом уже применить свойство короля и получить заветную монетку.

Давайте теперь пробежимся по свойствам персонажей...

Ассасин

-25

Опасный товарищ, может указать на любого персонажа, кого хочет убить. Имеется ввиду именно персонаж, а не игрок. И когда ход дойдёт до данного персонажа, игрок, которому не посчастливилось играть за него в текущем раунде, пропускает свой ход. Это он делает молча, никак не выдавая своей скорби и то, что именно у него убитый персонаж. Всем игрокам, в том числе и Ассасину, придётся гадать, попал злобный убийца в свою цель или её и вовсе не было в текущем раунде (помним про сброшенные карточки при раздаче).

Вор

-26

Вор не менее коварная личность. Используя своё свойство, игрок-вор указывает персонажа у которого будет воровать. Когда ход дойдёт до выбранного персонажа, тот должен будет в начале хода сразу же отдать вору все свои монеты (это происходит до набора ресурсов и соответственно монет). Ну и опять же, Вор не будет догадываться у какого из игроков какая роль, поэтому он запросто может указать на персонажа, у которого совсем нет денег, а может указать на роль которая и вовсе отсутствует в раунде. Ну и конечно Вор не может показать на Ассасина, так как этот персонаж уже выполнил свой ход.

Чародей

-27

Чародей своим магическим свойством, может обменяться всеми картами со своей руки на карты с руки другого игрока. Вот здесь Чародей выбирает именно игрока, а не персонажа. Даже если у самого чародея в этот момент нет карт на руке, он просто забирает карты другого игрока.

Но если меняться картами с игроком не хочется, можно просто скинуть все свои карты под низ колоды, и добрать в руку столько же новых карт уже с верха колоды.

Король

-28

В свой ход Король конечно же получает корону, что уже приятно само по себе. Ну и в следующий раунд уже данный игрок будет первым выбирать персонажа. Так же король, это мы уже неоднократно обсуждали, получает по монете за каждый свой Дворянский квартал.

Епископ

-29

Руки прочь от святой церкви. Епископ своим свойством застрахован от разрушения кварталов таким персонажем как Кондотьер. Поэтому если хотите наверняка сохранить свои строительные достижения, выбирайте епископа. Ну и конечно за каждый Церковный квартал получите по одной монете.

Купец

-30

Купец это про богатство. Он гарантированно получает один золотой, в не зависимости от выбора ресурсов. И ещё по одному золотому за каждый свой торговый квартал.

Зодчий

-31

Хотите много строить - выбирайте Зодчего. Ему положено две дополнительные карты кварталов, даже если он в качестве сбора ресурсов уже получил две карты.

-32

К тому же, зодчий может строить до трёх кварталов за один раз, если конечно средства позволяют. Поэтому данную роль частенько выбирают для финального скачка к победе.

Кондотьер

-33

Свойство Кондотьера позволяет немного продлить игру разрушив один вражеский квартал. Правда при этом придётся заплатить на одну монету меньше чем стоимость данного квартала. Кварталы стоимостью в одну монету, можно разрушать бесплатно. Свои кварталы так же можно разрушать, если это вам выгодно.

-34

Ну и конечно, получите по монете за каждый ваш военный квартал.

Конец раунда

-35

После того, как все персонажи сделали свой ход, карты ролей собираются игроком с короной, перетасовываются и раздаются по тому же принципу. Соответственно теперь игроки вправе выбрать себе новые роли в зависимости от своих целей на новый раунд. После этого начинается новый раунд, проходящий по той же схеме.

Конец игры

-36

Как только один из игроков выстраивает свой 7ой квартал (или 8ой при игре вдвоем или троем), остальные игроки, чьи роли еще не походили, делают свои ходы и игра заканчивается. Все приступают к подсчету очков.

Подсчёт очков

-37

Очки начисляются по нескольким номинациям:

1. Если игрок первым построил все семь кварталов, за это он получает 4 очка

2. Если другой игрок так же успел достроить все кварталы, но не первым, он получает 2 очка

3. Все игроки получают по одному баллу за каждую монету изображенную на картах построенных кварталов. (В данном, примере по этому пункту игрок набрал 29 очков)

4. Если у игрока построены кварталы всех пяти видов, то он получает ещё 3 очка

5. Ну и наконец, некоторые бонусные кварталы, с фиолетовыми значками, приносят дополнительные очки, как в примере ниже.

-38

Колодец желаний даёт по одному очку за каждый построенный у вас бонусный квартал, в том числе и за сам Колодец Желаний.

Победителем является игрок набравший большее количество очков. Если же таких несколько, то победителем считается игрок выбравший в последнем раунде персонажа с самым высоким рангом. То есть, Король в этом случае проиграет Кондотьеру.

Версия Делюкс

-39

В делюкс версии игры, на выбор игрокам предоставляется широкий спектр персонажей, по два дополнительных на каждый ранг. Конечно же у всех имеются свои уникальные свойства, способные разнообразить игру.

-40

Другим разнообразием, является набор дополнительных бонусных кварталов.

Вводить в игру как новых персонажей так и новые бонусные кварталы, рекомендуется по специальным готовым Комбинациям, удобно представленным в правилах игры. Это позволит вам более сбалансированно сочетать классические и новые компоненты игры.

Вывод

Безусловно, Цитадели, даже в классическом варианте представляют из себя достаточно простой, но и в то же время интереснейший сеттинг, не столько на строительство, сколько на интриги в процессе игры. Каждый из вас будет крутить-мутить, рушить, забирать, воровать, убивать и многое другое, дабы привести свое государство к победе. Главное потом не забыть что вы всё таки все здесь друзья)

Никому не придётся скучать, вам это не даст механика перемены персонажей, где вы сможете примерить на себя любую из представленных ролей. В этом раунде вы убийца, а в следующем уже Король. К тому же вы далеко не всегда знаете, кто из персонажей в этом раунде в игре. Вор не знает, попадётся ему богатый Епископ с полной казной или разорившийся Король с пустым кошельком.

Что касается различий в классическом и делюкс варианте, то помимо дополнительных персонажей и бонусных кварталов, естественно отличается Арт-дизайн. И я даже не могу сказать где лучше, а где хуже. Например, лично мне более привлекает дизайн классической версии, выполненный в стиле фэнтези 80х. В то время, как Делюкс издание предлагает уже современный проработанный арт.

В любом случае игра никого не оставит равнодушным!