Сейчас авторынок в России - индустрия очень непостоянная. Удар за ударом - пандемия коронавируса, а после, практически сразу, начало Специальной Военной Операции на Украине, - заметно пошатнули стабильность на отечественном рынке транспортных средств. Ещё вчера основообразующие тенденции сегодня становятся неактуальными и заставляют производителя, продавца и потребителя постоянно быть начеку. Кулинич Данил Владимирович, директор локации Курск автохолдинга «КорсГрупп», поделился с нами прогнозами на будущее отечественного авторынка и рассказал, какие вызовы стоят перед индустрией российской автомобильной промышленности.
— Данил Владимирович, как Вы думаете, какие тенденции станут основными на российском авторынке в ближайшем будущем?
В ближайшее время на российском авторынке мы увидим массовое замещение дилерских центров немецких, корейских и японских брендов китайскими и, возможно, какими-то новыми российскими. Возврата марок, ушедших с рынка, пока что не предвидится.
— А если говорить о подержанных автомобилях?
К сожалению, рынок авто с пробегом не пополняется новыми предложениями в виду того, что рынок новых автомобилей существенно сократился в последнее время из-за всем понятных событий. Отсутствие предложения на рынке, соответственно, толкает ценник вверх и создает дефицит. То, что ввозится небольшими партиями физ.лицами из-за рубежа, в том числе из Кореи и Европы, - лишь капля в море. На данный момент требуется довольно серьезный пересмотр законодательства для того, чтобы облегчить ввоз транспортных средств с пробегом из Владивостока и рынков других стран, так как, по сути, гражданам ничего не остается, кроме покупки отечественного автомобиля за 1,5 - 2 миллиона рублей.
— Как насчет китайского автопрома? Какие перспективы у этих автомобилей на российской арене?
Ценники на автомобили китайских производителей сейчас достигают 4-5 миллионов рублей - еще пару лет назад это было невообразимо. Связан такой скачок в цене, опять таки, с отсутствием конкурентного предложения со стороны японцев, корейцев и европейцев. Потребителю, по сути, нечего больше покупать.
— По Вашему мнению, какие марки и модели автомобилей будут наиболее популярны среди россиян в ближайшее время?
Преимущественно китайские бренды - Geely, Chery, Haval, а также их люксовые подразделения, такие как Tank, Exeed и Omoda. Все они сейчас уверенно шагают вперед. Что касается продукции АвтоВАЗа, если заводу удастся в ближайшее время решить вопрос с комплектующими, то, я предполагаю, что и модели российского производства тоже будут востребованы.
— Каких изменений можно ожидать в спросе на автомобили в России?
Спрос будет неуклонно снижаться, если не будет поддержки отечественного производителя со стороны государства и поддержки потребителя со стороны дилерских сетей и брендов. Китайцы очень успешно этим пользуются - у них есть специальные кредитные программы и предложения компенсации по программе trade-in - при сдаче автомобиля, бывшего в употреблении, и обмене его на новый китайский. По сути все эти программы поддержки уже были успешно применены другими брендами, так как бывшие топ-менеджеры европейских, корейских и японских марок (Kia, Toyota,Volkswagen) сейчас представляют интересы китайских брендов - разница лишь в бюджетах и направлениях работы. АвтоВАЗу же без поддержки государства придется очень непросто - вряд ли кто-то захочет покупать российский автомобиль за те деньги, которые за него сейчас просят. То же, кстати, касается и новой Lada Vesta, которую мы все ждем еще с апреля месяца, - ценник на машину, по данным от коллег из АвтоВАЗа, будет стартовать от одного миллиона двухсот тысяч рублей. При такой стоимости,, без государственной поддержки, массовым этот автомобиль, к сожалению не станет. Таким образом, спрос будет падать, а учитывая отсутствие роста реальных доходов у населения, определенно нужна будет стимуляция из-вне.
— Подводя итог, какие вызовы стоят перед российским авторынком в ближайшее время?
Прежде всего - обеспечение клиента качественным и надежным продуктом, который будет покрываться гарантией и, при этом, будет достаточно прост в обслуживании. Кроме того, сейчас назрела проблема пустующих автопроизводств -в некоторых регионах они являлись градообразующими и обеспечивали рабочие места для значительной части населения. Сейчас активно решается вопрос с покупкой этих предприятий и перезапуском производства на них под новые бренды. И, конечно, важно обеспечить эти автозаводы достаточным количеством комплектующих, чтобы они могли предложить отечественному потребителю достойный “заменитель” ушедших японских, корейских и европейских автомобилей. Тот, кому удастся первым создать достойную замену Kia Rio, Hyundai Solaris и Renault Logan, снимет куш и будет успешен. Объясняется это тем, что у людей сейчас очень большой запрос на автомобиль с подобными характеристиками - седан/хэтчбек Б класса, с мотором 1,6 литра, автоматической коробкой передач, лаконичным дизайном и стоимостью до 1,5 миллиона рублей, - это именно то, что будет пользоваться высоким спросом среди потребителей в обозримом будущем.