«Сердце хочет того, чего хочет, иначе ему все равно».
Написанные поэтессой Эмили Дикинсон весной 1862 года, эти слова цитировались бесчисленное количество раз в той или иной форме. В основном они используются всякий раз, когда кто-то пытается объяснить, почему он или она влюбился в кого-то, кого на самом деле не должен, например, в партнера хорошего друга или брата или сестры .
Они, конечно, совершенно не правы.
Как и все человеческое поведение, любовь и привязанность вызываются мозгом, а сердце почти ничего не делает в этом контексте. Итак, чтобы понять, почему мы иногда влюбляемся в людей, в которых на самом деле не должны, может быть полезно изучить нейронауку любви .
Вы можете подумать, что что-то столь волшебное и необъяснимое, как любовь, выходит за рамки современных исследований мозга. Однако удивительно, как много нейробиологических исследований человеческой привязанности и любви было опубликовано за эти годы.
Любовь — это очень сложное и гетерогенное чувство, поэтому в него вовлечено множество областей мозга. Однако некоторые области мозга более важны, чем другие. В недавней статье о нейробиологии человеческой привязанности исследователь Рут Фельдман предложила новую модель нейробиологии любви. Эта модель предполагает, что интенсивность любви и качество привязанности определяются нейротрансмиттером дофамином в одной конкретной области мозга, так называемом прилежащем ядре. Прилежащее ядро — это область мозга, отвечающая за поведение, связанное с поиском вознаграждения.
Так что же делает дофамин?
Дофамин — это нейротрансмиттер, участвующий в формировании поведения, которое приводит к чему-то полезному. Наградой может быть множество вещей, таких как деньги, еда, социальное взаимодействие и все остальное, что нравится людям. В контексте любви это может быть что-то маленькое, от улыбки любимого человека до поцелуя или медового месяца. Однако в дофамине есть кое-что хитрое: он действует как сигнал ошибки предсказания вознаграждения. Это означает, что большее вознаграждение не обязательно приводит к более высокому выбросу дофамина. Важно то, насколько неожиданной будет награда. Позволь мне привести пример. Если вы ожидаете новую поваренную книгу к Рождеству, а вместо этого получаете автомобиль, вас ждет высокая награда, которая также весьма неожиданна — уровень дофамина в прилежащем ядре будет высоким. Однако, если вы ожидаете машину и получаете машину, выброс дофамина будет ниже.
Какое это имеет отношение к тому, чтобы влюбиться в кого-то, кого не следует?
Опасность дофамина заключается в том, что если мы находимся в серьезных долгосрочных отношениях, мы узнаем наших партнеров все лучше и лучше. В какой-то момент редко случается что-то неожиданное, поскольку мы знаем почти все о том, как наш партнер выглядит, чувствует и действует. Однако высокий выброс дофамина произойдет только в том случае, если произойдет что-то неожиданное, что со временем приведет к уменьшению любви во многих отношениях.
Теперь подумайте о том, что произойдет, если вы влюбитесь в кого-то, кто совершенно недосягаем, например, в женатого человека. В этом контексте маловероятно, что вы когда-нибудь узнаете человека очень хорошо. Здесь даже простая улыбка или легкое прикосновение могут быть восприняты как чрезвычайное вознаграждение, потому что это так неожиданно — результатом может стать сильное чувство любви. Поскольку человек вряд ли будет проводить с вами много времени, отношения никогда не вступят в фазу, в которой ожидается высокое вознаграждение, поэтому всякий раз, когда происходит что-то положительное, интенсивное чувство любви сохраняется. Таким образом, кто-то может быть влюблен в кого-то совершенно вне досягаемости в течение длительного периода времени, даже лет.
Взятые вместе, влюбиться в кого-то, кого вы не должны, — это не какой-то таинственный магический процесс, неподвластный человеческому разуму. Это может быть просто функцией вознаграждения в человеческом мозгу — не более того. Это говорит о том, что удивлять друг друга жизненно важно для поддержания огня в долгосрочных отношениях. Если время от времени происходит что-то неожиданное, сильное чувство любви будет сохраняться, и опасность того, что один партнер влюбится в кого-то другого, будет ниже.