Найти тему

Важная концепция внутреннего туризма

В рамках подачи на спецпроект Дня молодежи у меня получилась целая статья касательно развития внутреннего туризма. К сожалению, для участия в проекте её пришлось сильно сократить. Но я хочу поделиться своими мыслями по этой теме, поэтому публикую ее сюда.

Сегодня внутренний туризм растет и развивается. Молодые люди находят его привлекательным, так как путешествия по России можно организовывать спонтанно, и они доступны по цене. Но постепенно подход к таким путешествиям меняется.

На первое место встаёт осознанный туризм:​ кропотливое неспешное изучение города и соприкосновение с тем, как живут и проводят время местные жители. Также важным становится желание туристов вернуться после поездки другими, что-то получить в духовном, культурном или даже образовательном плане. "Каждое путешествие - это экспедиция" - гласит данная концепция.

Таким образом, поездкам по стране следует предавать особую цель, вместе с которой придёт и особая ценность.

Если турист представит себя исследователем, он получит от поездки намного больше личной пользы. А начать такую поездку следует с выбора слоя, который путешественник будет изучать, причём изучать в каком-то смысле самостоятельно, но с поддержкой гида, группы или сообщества. 

1. Архитектура (здания музеев, театров, памятники, жилые дома советского времени, старые деревянные дома и т.д.)

2. Артефакты (стрит-арт, арт-объекты, старые советские надписи и символы и т.п.)

3. Природа (парки, деревья, природа, растения и животные)

4. Места инфраструктуры (поликлиники, школы, университеты, спортивные сооружения игровые и детские площадки, кафе и местный бизнес, местные социальные проекты)

А сами музеи тем временем можно изучить с перспективы практически каждого слоя.

Самый главный компонент такого исследования-маршрута - это легенды. Вся суть кроется именно в соединении материального с нематериальным. Возьмём для примера разные города и места.

1. Тюмень. Изучаем артефакты. По городу их разбросано множество. Мы остановимся​ на одном стрит-арте, на котором изображена девушка и гигантский голубой лис.

Легенда: Стрит-арт нарисован художницей Antonia Lev в рамках фестиваля "Морфология улиц". Этот фестиваль проходит каждый год подразумевает тесное общение между стрит-арт художниками и местными жителями. А ещё в нём участвуют волонтёры, помогая художникам создавать стрит-арт. И когда Antonia Lev вместе с волонтёрами создавала эту работу, их угостил своей шаурмой владелец местной забегаловки.

Что получил турист: интересную историю, знание, что тут рядом такая добрая забегаловка и возможность самому когда-то попробовать сделать стрит-арт в качестве волонтёра

-2

2. Нижегородская область.​ Спортивно-оздоровительный лагерь «Чкаловец». Изучаем архитектурный слой на весьма ограниченном пространстве

Объект изучения: корпуса, в которых живут приезжающие в лагерь молодые люди

Контекст: молодые люди, которые сюда приезжают, обычно являются студентами Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета

Легенда: Здания могут казаться серыми и типично-советскими. Но факт в том, что во времена СССР студенты ННГАСУ, которые приезжали сюда на практику, построили эти корпуса своими руками. Сейчас молодые люди, конечно, уже тут не строят, но геодезическую практику до сих пор проходят. По сей день лагерь является символом самостоятельности студентов. Даже будка охранника обвешена здесь их научными работами

Что получил турист: научился за чем-то на первый взгляд несуразным находить интересные истории. И впредь будет обращать внимание на то, что раньше считал некрасивым, так как осознал, что за всем стоит человеческий труд.

-3

Подобных деталей можно найти много не только в городах, но и в сельской местности, что выводит нас на новый экскурсионный уровень.

Исследуемые слои можно миксовать, рассказав легенды об архитектуре и артефактах одновременно, особенно если они неразрывно связаны. А можно устроить маршрут-исследование по инфраструктурным объектам. Например, поехать посмотреть, как студенты учатся и проводят время в университете, а потом на высокотехнологичный завод, который за этих студентов борется. Пример: г. Зеленоград, Московский институт электронной техники и завод Микрон. Тут турист уже конкретно наблюдает за возможной профессиональной судьбой местных молодых людей.

-4

Исследовательский подход во внутреннем туризме особенно хорош, так как приезжая в другие регионы мы одновременно сталкиваемся с чем-то новым, и при этом остаёмся в своём культурном слое. Нам проще понять исторические, временные фишки места именно нашей, а не другой стороны, так как мы погружены в контекст. Поэтому исследование слоев в родной стране пройдёт легко и безболезненно.

Таким образом, в каждом городе или населенном пункте кипит жизнь. И все достопримечательности по сути свлоей вертится именно вокруг этой жизни.

Туристические продукты по России могут строиться по трём пунктам:

- Предварительная информация о месте и инструменты исследования

- Личные полевые исследования

- Обсуждение результатов с группой единомышленников

Проходить такой туристический продукт может в любом выбранном формате: классическая экскурсионная группа, аудио-маршрут в izi.Travel, онлайн-квест по городу, посиделки в кафе и т.д. Главное, дать туристам проникнуться местом и сделать свои выводы.