Рассказ о свежеоткрытом музее, демонстрирующем новые страницы истории старого Кёнигсберга-Калининграда.
Как-то раз предложил мне товарищ приобщиться к высокой культуре и посетить музей, некий "Блокгауз". По его словам, музей только что открылся и ждёт-недождётся посетителей. Что ж, идея хорошая - садимся всей семьёй и едем смотреть этот самый "Блокгауз". Музей, как выяснилось, расположен на берегу старого крепостного рва, который тянется параллельно Литовскому валу.
В середине позапрошлого века немцы модернизировали свои городские укрепления и настроили огромные объёмы фортификации. В частности, соорудили мощные земляные валы, построили укреплённые ворота, бастионы, равелины, форты и прочие кирпичные строения. Когда надобность в этих коробах отпала, власти Кёнигсберга около 100 лет назад превратили вчерашний оборонительный пояс в зелёные зоны, а город же продолжил расширяться, всё дальше уходя от старых крепостных стен.
Чуть севернее нынешних Королевских ворот располагался мост через крепостной ров, который с внешней стороны прикрывался долговременной огневой точкой - блокгаузом, который мы сегодня и собираемся посетить. Сооружение небольшое, два этажа, несколько амбразур и толстые кирпичные стены - осаду не выдержит, понятно, но бой даст. Если всё будет совсем плохо, его гарнизон может дать дёру по мосту, подняв его за собой, в сторону крепостного вала.
Во время штурма Кёнигсберга Кальтхофу, предместью города, находящемуся за Королевскими воротами, сильно повезло не оказаться на направлении главного удара. По этой причине местная фортификация довольно таки хорошо сохранилась с тех страшных времён.
Блокгауз стоял на берегу крепостного рва, сырел, замусоревался, а позже стал бомжачьим и наркоманским логовом.
В 2021 году старинное здание выкупил калининградский коммерсант Николай Троневский и решил дать новую жизнь укреплению. Из блокгауза были изгнаны все "братишки", вывезенны тонны мусора, проведены противоаварийные работы (так, пришлось перекладывать часть второго этажа), благоустроена территория. По итогу, получился музей на двух этажах основного здания и кафе в пристройке уже советских времён.
Итак, заходим. Кафе нас сильно не интересует, мы только что пообедали дома. В самом музее идёт съёмка репортажа для "Вестей", так что нам надо немного подождать.
Цена билета - 400 рублей со взрослой морды. Забегая вперёд, могу сказать, что это на 146 % обоснованная цена. Не жлобтесь, оно того реально стоит!
Экскурсовод - Инга Долотова, знакомая мне по калининградским городским пабликам, а также по живым экскурсиям, в том числе и на крепостную тематику. Итак, поехали.
После небольшой вводной части о том месте, где мы находимся, Инга переходит ко вкусностям.
Знаете ли Вы, что пивоварение в Кёнигсберге началось чуть ли не с самого основания города? Немецкие колонисты привезли с собой умение и желание пить пиво много, вкусно и желательно каждый день. Сначала это были мелкие пивоварни, но по мере роста населения и усовершенствования технологий, наступила эпоха больших пивзаводов.
В середине XIX века баварец Иоганн Филипп Шиффердеккер решил варить не простое пиво, а с разными спецэффектами, как у себя на малой родине, где любили добалять в пиво пряные травы. В Кёнигсберге Шиффердеккер построил огромный по тем меркам пивзавод, который разместился в деревне Понарт (нынешнее чёткое пацанское сердце Балтрайона).
Вскоре открылись и другие крупные пивоварни в Шёнбуше, Хуфене и Девау. Последняя стала позже называться "Остмарк", причём, работала она аж до самого штурма Кёнигсберга советскими войсками в апреле 1945 года, бесперебойно снабжая население города ячменым нектаром. В послевоенные годы пивоварня продолжила работу и прожила практически до наших дней. Пиво "Остмарк" же из-за доступной цены стало калининградским символом студенческой бесшабашности и пролетарского пьяного угара.
Следом за Кёнигсбергом своими пивоварнями обзаводились и другие города - Тильзит, Лабиау, Инстербург, Гердауен, Гумбиннен. Где-то они не просто сохранились, а даже получили совсем недавно новую жизнь. Так, снова варят пиво на возрождённых пивоварнях в Полесске-Лабиау и Советске-Тильзите.
Пиво разливали либо в деревянные бочки, либо в стеклянные бутылки. Бочки развозили по барам, где в специальный укреплённый стальным кольцом лючок вставлялся насос для подачи пива.
На этом кольце выбивался логотип пивзавода, чтобы в будущем можно было эти кольца коллекционировать.
Бутылки развозились потребителям в металлических и деревянных ящиках, тоже с логотипами пивзаводов.
Кстати, отвлекаясь от темы. В той части блокгауза, что обращена в сторону врага, есть три арки, от которых раньше отходили подземные ходы. Служили они для наблюдения за подземной обстановкой - в конце хода сидел наблюдатель и слушал, не роет ли противник во время осады подкоп. Если роет, то можно прокопать встречный подкоп, а можно в туннель заложить взрывчатку и подорвать незадачливых осаждающих. Тоннели тянулись в трёх направлениях на несколько десятков метров, но, увы, не сохранились.
Так вот, о чём это я. Пивная бутылка закрывалась тремя способами (кроме пальца выпивохи). Самый простой - обычная пробка наподобие винной. Это дёшево, но неудобно.
Бугельная пробка из керамики. Очень удобно, красиво, винтажно через много лет, но сложно и дорого в производстве. Ну и более позднее изобретение - кроненпробка, которая наиболее широко используется сегодня на стеклянных бутылках. Признавайтесь, все же умеют открывать её зажигалкой, краем металлического уголка или мусорки, а то и более экзотичными способами.
Основной плюс бугельных пробок в том, что они не летят в мусор или под ноги сразу же после открывания бутылки, как это случается с кроненпробками. Значит, на бугельной можно и нужно разместить логотип пивоварни на радость коллекционеров в будущем.
Немцы - народ гостеприимный, но бухать с гостями они предпочитают всё-таки в специальных заведениях. Кёнигсберг славился своими барами и ресторанами, где подавали пиво как бутылочное, так и разливное из бочек.
Также, владельцы баров печатали фотографии своих заведений, оформляя их в виде открыток.
Помимо пива, с пивоваренным производством связано и изготовление различной околопивной атрибутики. Это и подбокальники, и пепельницы, и рекламные плакаты, и вывески - всё с логотипами производителей пенного. А швейцарский банк сохранил даже оригиналы акций пивзаводов.
В Кёнигсберге, помимо пива, делали и другие спиртные напитки. Здесь было производство ликёров, вин и шнапса. Бутылки, естественно, делались запоминающимися - разных размеров, цветов, с логотипами, надписями и узорами.
Также, делалась в красивой бутылочке жидкость для спиртовых горелок "Феникс". Спиртной, но, строго говоря, не напиток. Пьющий этого "Феникса" рисковал потом ослепнуть от красоты окружающего мира.
Поднимаемся на этаж выше. Лестница очень умело имитирует кирпичную, являясь фанерно-металлической - отделочникам ставим "лайк" за находчивость. Сохранились остатки старых перил, а на видном месте стоит бронезадвижка амбразуры.
В одной из ниш видны заложенные амбразура и наблюдательные щели.
Немцы, помимо пива и чего покрепче, любили и более спокойные посиделки. Чай и кофе всегда были в почёте в Восточной Пруссии.
Инга приводит нас к чайно-кофейному уголку. Тут и аппарат для разлива напитков, и массивный кофейник для работы на вынос.
Многие заведения общепита не скупились на украшение и индивидуализацию своей посуды. Наносились логотипы, рисунки, эмблемы. Даже какой-нибудь привокзальный тараканник заказывал у мастеров логотипы на свою посуду, чтобы отличаться от других заведений. Что уж говорить о крупных известных ресторанах, типа того же "Блютгерихта", что располагался в подвале Королевского замка.
В дальнем углу стоит нефритово-зеленая громада. Это кафельная печь, собранная как конструктор Лего из многих кусочков.
Напротив неё стоит массивный сервант. Резной массив дерева говорит о том, что он стоял в очень богатом доме. По словам Инги, он пока в процессе вхождения в экспозиция музея - на его основе будет сделан домашний чайный уголок зажиточного немца.
Вот и подошла к концу увлекательная экскурсия. Могу сказать точно - без экскурсовода посещать музей бессмысленно, но с Ингой обычные бутылки и кружки превращают помещение музея в аккумуляторную, где время припасено в старинных артефактах и готово впорхнуть в уши и души посетителей шальной винтажной птицей. Огромное спасибо создателям этого чудесного места, ждём пополнения коллекции и открытых мероприятий для жителей и гостей нашего старинного города.